Адаптивное обучение кибербезопасности

Как найти индивидуальный подход к каждому сотруднику без личного преподавателя.

Разрабатывая программы повышения осведомленности о киберугрозах, мы, разумеется, уделяем много времени анализу их эффективности. Пытаемся найти «идеальный сценарий». Почему, прослушав один и тот же курс лекций, одни сотрудники успешно применяют полученные знания на практике, а другие — выбрасывают из головы на следующий же день? На самом деле ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, тут играет роль множество факторов. Но самая главная причина довольно банальна — люди разные.

И дело тут не только в уже имеющихся у человека знаниях. Некоторым достаточно один раз услышать информацию, чтобы навсегда ее запомнить, другие лучше усваивают после подробного объяснения, а третьим лучше посмотреть на слайды с конкретными наглядными примерами. Кто-то твердо уверен в своих знаниях, а кто-то сомневается и для верности уточнил бы еще раз. Встретив в обучающем курсе уже известную информацию, одни только порадуются возможности освежить знания, а у других это вызовет раздражение и общее неприятие материала. Отдельный случай — люди, которые считают, что знают все, но по факту совершают элементарные ошибки. Донести до них правильную точку зрения вообще крайне сложно.

В идеале с каждым сотрудником должен работать индивидуальный преподаватель. Но, как вы понимаете, это невозможно. Более того, в больших компаниях не всегда реально даже разбить персонал на группы со схожими «профилями» обучения — слишком много времени и ресурсов на это уйдет. Мы давно искали метод, который позволил бы учитывать особенности каждого обучаемого, но не требовал бы чрезмерных усилий от организаторов и преподавателей. И пришли к выводу, что нашим целям лучше всего отвечает методика адаптивного обучения.

Это методика подразумевает использование интерактивной платформы, которая может подстраивать программу обучения под знания конкретного человека (исходя из верных или неверных ответов на вопросы), а также под уровень его уверенности в своих знаниях. Поскольку изобретать велосипед мы не собирались, то с нашей идеей мы пришли к компании Area9 Lyceum, разработчику одной из лучших платформ адаптивного обучения и пионеру в этой области. Соединив материал, построенный на базе наших экспертных знаний, и их опыт в создании обучающих продуктов, мы получили прототип нового адаптивного решения.

Благодаря разработкам Area9 Lyceum платформа позволяет построить уникальный курс обучения для каждого, адаптируясь не только к уровню знаний, но и к степени их уверенности в этих знаниях. С самого начала прохождения курса пользователь определяет, насколько он, по своей субъективной оценке, понимает тему — выбирает уровень от новичка до эксперта. Это помогает скорректировать начало пути. Новичку сразу будут показывать обучающий материал, прежде чем задавать вопрос, а у эксперта курс будет представлять собой поток вопросов — материал ему покажут, только если он совершит ошибку или ответит верно, но не будет уверен в правильности своего выбора. Впрочем, при необходимости он всегда может самостоятельно обратиться к обучающим слайдам и изучить их.

Дело в том, что при выборе варианта пользователю предлагается также указать, насколько он уверен в своем решении. Если отвечать на эти вопросы честно, то адаптивная система построит максимально комфортную образовательную траекторию. Алгоритмы скроют контент, который уже твердо известен обучающемуся, и акцентируют внимание на материале, в котором он «плавает». Благодаря этому будет варьироваться и время прохождения курса. «Знаток» сможет пройти его гораздо быстрее, так что будет испытывать меньше дискомфорта от повторения уже известных ему фактов.

Посмотреть на то как это работает на практике вы можете в специальном бесплатном модуле, созданном нашими экспертами совместно с Area9 Lyceum. Модуль состоит из двух частей. Первая учит грамотно организовать безопасную и комфортную удаленную работу, а вторая рассказывает, как минимизировать риск заражения COVID-19. Модуль доступен по ссылке.

Советы