Обновление: Этот пост написан в апреле 2014 года. С тех пор многое изменилось — и на рынке, и в компании. В январе 2016 года мы выпустили собственный бесплатный антивирус для России и Украины, потом он вышел в Китае и скандинавских странах, а летом 2017 года Kaspersky Free стал доступен пользователям во всем мире.
Мы по-прежнему считаем, что платные решения обеспечивают лучшую защиту. Мы по-прежнему утверждаем, что за большинство бесплатных антивирусов пользователю приходится платить (просмотром рекламы или своими персональными данными).
Мы постарались сделать Kaspersky Free честно — бесплатной программой без двойного дна. Без сторонней рекламы и слежки за пользователями. Да, компания получает пользу от этого продукта (какую — читайте здесь), но не в ущерб пользователям, а, скорее, во благо.
Чем отличается бесплатный антивирус от других бесплатных продуктов, таких как Linux или OpenOffice? Отличия значительны, но, пожалуй, главное из них состоит в том, что антивирус требует ежедневного, ежечасного обслуживания и обновления разработчиком. Это далеко не бесплатно и не может быть сделано просто сообществом энтузиастов. Откуда же берутся деньги?
Представьте себе, что возле вашего подъезда стоят и разговаривают крепкие молодые люди. Что вы будете делать? Возможно, спокойно пройдете мимо. Может быть, пойдете на всякий случай вызвать полицию. А может, решите понаблюдать за ними издалека. Но почти невероятно, что вы подойдете к ним и пригласите к себе домой — посторожить вашу квартиру.
Если вы не платите за продукт или услугу, то вы не клиент, а товар
Tweet
Вышеописанная ситуация при всей своей переигранности правильно обозначает подход к проблеме бесплатных приложений по защите компьютера. Почему вы должны доверять незнакомым вам людям и почему они должны охранять вас бесплатно? Широко известно, что если вы не платите за продукт или услугу, то вы не клиент, а товар. Народная мудрость формулирует это проще: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Когда вы бесплатно пользуетесь Facebook или Gmail, зарплату программистам и электричество серверам обеспечивают деньги рекламодателей. Вы товар для этих сервисов, именно вас продают рекламодателям. Вы «платите» за доступ тем, что соглашаетесь получать рекламу, все более точно нацеленную на ваши привычки, интересы и психологические уязвимости. Но антивирус не показывает рекламу… Где же деньги?
Почему товар именно вы, и никто другой
Для начала разберемся с типовым заявлением, что, дескать, мы все равно разрабатываем корпоративный антивирус, нам за него платят достаточно и «на сдачу» можно делать бесплатный антивирус для пользователей. Это верно в том смысле, что программисты все равно пишут движок, а вирусологи — разбирают вирусы. Оставим за скобками вопрос о том, какое количество исключительно дорогих корпоративных контрактов нужно иметь, чтобы такая компания была рентабельна, предположим, что денег хватает, причем на хороших программистов и вирусологов, а не халтурщиков «быстро, дешево, сердито» (последнее на самом деле встречается — некоторые компании не ловят вирусы сами, а «списывают» у конкурентов). Но само существование антивируса для пользователей налагает на производителя изрядное бремя — каждому из них нужно ежедневно, по несколько раз в день раздавать обновления баз! Соответствующая инфраструктура сама по себе стоит немалых денег, и заставить заплатить за нее корпоративных клиентов невозможно. Таким образом, даже с несколькими позитивными для производителя допущениями эта бизнес-модель выдерживает критику ровно до тех пор, пока частных пользователей значительно меньше, чем корпоративных. Легко видеть, что у главных игроков индустрии «бесплатного» дело обстоит наоборот.
Freemium все спишет?
Другая популярная история гласит, что работа бесплатного антивируса ведется по классической бизнес-модели Freemium, в которой базовый продукт бесплатен, но продаются дополнительные функции, в нашем случае — Internet Security.
Подобная бизнес-модель хорошо работает для игрушек и приносит сегодня львиную долю дохода на рынке мобильных игр. Но вовлеченность пользователя в игру куда выше, чем в работу антивируса, то есть шансы, что он заплатит в процессе игры, больше. При этом даже в самых популярных играх на сегодня процент «платников» недотягивает до 4%. Для антивирусного бизнеса процент и того ниже. В лучшем случае это около 2%. Таким образом, каждый «платник» должен спонсировать техническое обслуживание и раздачу обновлений пятидесяти (!) «льготникам», а также оплачивать всю разработку продукта и ежесуточную работу по анализу вирусов и пополнению антивирусных баз.
Либо эта часть работы ведется очень плохо, либо у антивирусных компаний все же есть способ заработать на «льготниках». Легко убедиться, что такой способ действительно есть.
Назойливая реклама
Разумеется, это реклама. Все крупные игроки бесплатного антивирусного рынка состоят в одном или нескольких крупных партнерствах, цель которых состоит в том, чтобы активно рекламировать имеющимся пользователям другие продукты и услуги. Поскольку работающий антивирус — очень плохая рекламная площадка (в идеале пользователь его не видит вовсе, замечая лишь крохотную пиктограмму «все окей» в углу экрана), неудивительно, что абсолютно все целятся в то, что пользователь видит часами, — веб-браузер. Все крупные производители бесплатных антивирусов вместе с установкой своего продукта по умолчанию проводят инсталляцию либо панели инструментов для браузера, либо собственной поисковой страницы, либо чего-то аналогичного. Панель инструментов, согласно рекламе, обеспечивает безопасный поиск, то есть проверяет ссылки в поисковой выдаче, предотвращая переход по вредоносным. О чем реклама умалчивает, так это о дополнительной функциональности. Предпочтения и перемещения пользователя протоколируются, и при малейшей возможности ему показываются спонсируемые результаты поиска или контекстная реклама. Также, чтобы встречаться с пользователем почаще, может быть принудительно изменена домашняя страница браузера.
Разумеется, от всего этого можно отказаться на этапе инсталляции — если быть достаточно внимательным к шрифту помельче, найти кнопку «Отключить установку панели инструментов» и не поддаваться желанию нажать крупную кнопку «Сделать хорошо со стандартными настройками». Выполнить эти условия может дай бог половина пользователей.
Насколько важен рекламный источник дохода для антивирусной компании, вы поймете, когда попытаетесь удалить фирменное дополнение к браузеру или сменить домашнюю страницу. Эта задача вовсе не тривиальна, поскольку антивирус активно защищает панель от деинсталляции. Как минимум вас будут пугать тем, что вы больше не защищены и сейчас начнется все самое ужасное. Как максимум вы увидите диагностическое сообщение о том, что вредоносная программа попыталась изменить настройки системы и была заблокирована. В общем, поведение подобных панелей инструментов таково, что некоторые независимые эксперты даже хлестко называют их вредоносными. Конечно, при желании удалить панель спонсорского поиска все же можно. Но для это потребуется пройти определенную многошаговую процедуру, достаточно нетривиальную для того, чтобы энтузиасты сделали видеоинструкцию по ее выполнению. Некоторые антивирусы не используют фирменную панель поиска, но находят другие оригинальные способы заработка. Например, при шопинге в популярных онлайн-магазинах всплывает окошко с предложениями того же товара на других сайтах. Эта функция явно не относится к безопасности, зато несет вполне понятную коммерческую выгоду разработчикам.
Вне зависимости от нюансов технической реализации модель успешно работает на пользователях, и каждый из них рано или поздно тратит деньги, поддавшись на рекламу, потихоньку отрабатывая свой бесплатный антивирус. И задача компании-разработчика, как диктует бизнес-логика, — как можно чаще давать вам шанс потратить деньги, демонстрируя целевую рекламу. То есть анализировать ваше поведение, чтобы продать рекламодателю как раз тех пользователей, которые могут кликнуть на ссылку.
Другой бизнес
Мы не считаем рекламу абсолютным злом. Многим людям реклама помогает найти продукт, который им действительно нужен.
Однако, когда речь идет о постоянной, ежедневной работе, подобной созданию и поддержке антивируса, приоритетом антивирусной компании должны быть интересы пользователей. А когда деньги платят не пользователи, а рекламодатели, акцент неизбежно смещается. Об этом прекрасно сказали основатели и разработчики WhatsApp: «Мы хотим, чтобы программисты тратили свое время на улучшение продукта, а не на создание все более изощренных систем аналитики, слежки за пользователями, чтобы удовлетворить рекламодателей». Именно в этом, на наш взгляд, состоит проблема бесплатных антивирусов. Бесплатность, с одной стороны, снимает с разработчика ответственность перед пользователем, с другой стороны, переносит акценты с улучшения продукта на удовлетворение нужд рекламодателей. Эта стратегия, несомненно, может приносить деньги, но что она принесет пользователям продукта в долгосрочной перспективе? Ответ можно найти, заглянув в сравнительные тесты независимых лабораторий.
Платный сыр против бесплатного
Рыночные доли антивирусных производителей показывают, что бесплатный сыр очень нравится людям. Почти половину антивирусного рынка держат всего две компании, производящие для пользователей бесплатный продукт. Где же находится качество их защиты в сравнительных тестах? Таблица говорит сама за себя. Лидер рынка по количеству инсталляций, Microsoft, занимает последнее место в тестах! Хотя редмондского гиганта трудно обвинить в дефиците ресурсов и рекламу показывать ему ни к чему, основной бизнес компании — совсем не производство антивирусов, и деньги она получает не за антивирус. Поэтому делают этот продукт, конечно, без особого фанатизма. С другими компаниями, которые целиком сфокусированы на антивирусной индустрии, ситуация, как ни странно, такая же — деньги они получают не за антивирус. За рекламу, продажу дополнительных услуг вроде оптимизации системы, но не за антивирус. Неудивительно, что лидируют в рейтинге надежности те антивирусы, качество «движка» и баз в которых является залогом их коммерческого успеха.
Исключительно важен и еще один аспект. Чтобы стимулировать пользователей переходить с бесплатной версии на платную, бесплатный антивирус имеет ограниченную функциональность. Некоторые возможности, важные для борьбы со сложными современными угрозами, просто недоступны бесплатным пользователям. Впрочем, даже платные улучшенные версии бесплатных продуктов защищают хуже «чистокровных» коммерческих конкурентов. Вдумайтесь — каждый десятый зловред может легко проникнуть в систему, защищенную бесплатным антивирусом! Это очень важная и опасная особенность бесплатных продуктов — они внушают ложное чувство безопасности.
Ущерб конфиденциальности
Кроме защиты от вирусов хорошая система класса Internet Security обеспечивает пользователю дополнительные уровни защиты, такие как контроль безопасности при выполнении платежей или предотвращение утечки конфиденциальных данных. Поскольку бесплатные антивирусы монетизируются за счет рекламы, поневоле вместе с этой рекламой появляются и средства мониторинга. Как минимум нужно следить за эффективностью показов рекламы, как максимум — анализировать перемещения пользователя в Сети, чтобы лучше понимать его потребности. Таким образом, в дополнение к следящим системам, которые и так встроены в браузер и в каждый большой сайт, вы получаете еще одного «среднего брата» на своем компьютере, причем инструменты отказа от такой слежки могут быть глубоко спрятаны или вовсе недоступны. Надо понимать, что для защиты от вирусов современные системы анализируют каждое сетевое соединение компьютера, и нельзя исключить, что в дальнейшей борьбе за рекламодателя производителям бесплатных антивирусов придется использовать и эту информацию для составления профилей пользователей. Речь уже не о хождении пользователей по сайтам, а вообще о каждом их действии в Сети.
Финал
Кратко резюмируя все вышесказанное, бесплатные антивирусы далеко не бесплатны. Вы платите за пользование ими созерцанием «безопасных тулбаров» и модулей, пристально следящих за тем, что вы покупаете в Сети, просмотром дополнительной рекламы и при всем этом испытываете ложное чувство защищенности, поскольку уровень реальной защиты у бесплатных продуктов обычно недотягивает до платных конкурентов. Производители бесплатных продуктов не очень-то заинтересованы в улучшении положения дел, поскольку деньги им платите не вы, а рекламодатели. Для тех, кто хочет чувствовать себя под защитой с полным на то основанием, есть хорошие платные системы защиты, которые стоят буквально 4 рубля в день.