Мое воскресное утро началось с письма редактора Kaspersky Daily.
«Денис, ты когда-то давно написал для нашего блога об играх для развития детей. Этот пост до сих пор в топе самого популярного контента. Сейчас тема стала еще более актуальной — миллионы семей пытаются мирно сосуществовать в самоизоляции. Не хочешь обновить пост?»
Одна из особенностей самоизоляции* нашей семьи — стирание границ между днями недели. У нас нет рабочих и выходных дней — вместо них возникло что-то новое, гибрид. Мы строго выполняем наши детсадовские-школьные-рабочие задачи, но вместе с тем освободилось много времени, которое раньше тратилось на перемещение в пространстве. В общем, даром что сегодня воскресенье, сейчас я напишу этот пост — и только потом переключусь на занятия, более свойственные выходным.
С момента написания старого поста прошло больше четырех лет. За это время много чего успело произойти: специалисты изобрели новые обучающие методики, разработчики выпустили новые приложения. Мои дети повзрослели, и появились новые :)
Что не изменилось, так это мое отношение к компьютерным играм. Все электронное надежно прописалось в жизни людей, и отрицать, а тем более противодействовать новым реалиям равнозначно стратегическому поражению в будущем наших детей. Бороться бессмысленно — нужно возглавить и управлять. Этот абзац из моего предыдущего поста про мобильные игры точно не потерял актуальность:
Не в наших силах изменить факт усиления синергии «человек — компьютер», но в наших силах показать детям, зачем компьютеры существуют. Показать, кто кому служит — кто хозяин, а кто слуга. Не дать компьютерам поработить себя, но брать у них лучшее для повышения качества жизни, при этом не утрачивая душу и способность к живому общению.
Запретный плод сладок. Неконтролируемое потребление запретного плода чревато девиациями, асоциальным поведением и деградацией. Избежать этих последствий можно, лишив плод статуса запретного. Кушайте его вместе! Соблюдая дозу, сознательно выбирая жанр и рассказывая детям про основы взаимоотношений с умными устройствами (в том числе, конечно, о правилах кибербезопасности). Нынешний период самоизоляции — самое время этим заняться.
Предлагаю вашему вниманию десять (на самом деле даже гораздо больше) мобильных игр и действительно интересных обучающих приложений, в которые мы с моими детьми с удовольствием погружаемся и набираемся уму-разуму.
1. Что там внутри?
Как оно все устроено и почему работает так, а не иначе? Эти и еще миллион и тридцать шесть тысяч других естественнонаучных вопросов роятся в голове у всех детей, регулярно выплескиваясь на родителей — а они сейчас, как известно, дома работают, и отвлекаться им не всегда удобно.
Но — ура-ура! — в мобильных магазинах есть чем утолить этот голод! Например, серия развлекательно-познавательных приложений компании Learny Land:
- Как делают вещи? (Android, iOS)
- Что там в космосе? (Android, iOS)
- Да пребудут с тобой силы (iOS)
- Как жили динозавры? (Android, iOS)
- Как работает мое тело? (Android, iOS)
2. Бредусятина
Взбодрить серое вещество мозга полезно не только детям, но и взрослым. Признаюсь: «Бредусы» (а также их приквел «Ребусы» и английская версия REBUS) — это мое любимое занятие в авиаперелетах. Ничто так не укорачивает время в пути, как (цитирую аннотацию к игре) «игра, заставляющая ваши извилины кучерявиться и щекотать черепную коробку изнутри. Каждый разгаданный ребус сделает приятный щелчок в мозгу».
Над некоторыми задачками можно проводить в раздумьях дни и недели. Другие щелкаются как орехи одна за другой. Но вместе они прекрасно развивают нестандартное мышление и комбинаторику. А для самых маленьких у разработчика есть AZZL — правда, только для iOS.
3. Тряхнем стариной!
Аркады… А тем более древние аркады. О, сколько ностальгических воспоминаний вызывают такие «теплые ламповые» названия, как, например, Digger, Lode Runner, Tetris и PAC-MAN!
Игры, разменявшие четвертый десяток, до сих пор живее всех живых, потому что гениальная игровая динамика навсегда остается гениальной, ей все возрасты покорны. И спасибо тем добрым людям, которые портировали «старое-доброе» на «новое-умное».
4. Разгадайка-находилка
CHUCHEL. Во-первых, это очень красиво. Игры чешской студии Amanita Design отличаются потрясающей проработкой мельчайших деталей, замечательными, неожиданно рельефными персонажами и гипнотическими волшебными мирами.
Во-вторых, в духе классических квестов 80-х и 90-х годов эта игра элегантно заставляет детские шарики заходить за ролики и ломать привычные стереотипы решения задач. В-третьих, если вам не хватило CHUCHEL и хочется еще, то продолжайте играть в другие игры той же студии — Samorost 3, Machinarium, Botanicula и Pilgrims (для самых маленьких).
- CHUCHEL (Android, iOS)
- Samorost 3 (Android, iOS)
- Machinarium (Android, iOS)
- Botanicula (Android, iOS)
- Pilgrims (iOS)
5. Трудно быть богом
Именно так! В игре Pavilion главный герой побуждается к действиям при помощи разнообразных потусторонних знаков. Из-за этого разработчики ловко спозиционировали приложение как «приключенческий пазл от четвертого лица». Одно это вызывает любопытство и подогревает готовность заплатить четыре бакса! Скажу честно, мы не пожалели!
В 2019 году нам обещали выпустить вторую часть Pavilion, но увы, ее до сих пор нет и не предвидится. Жаль!
6. В гостях у Чебурашки
Продолжаю тему красивых приключенческих квестов — Lumino City.
Эту игру можно было бы поставить в списке «и другие» под Pavilion, но не могу, просто невозможно! Игра заслуживает всяческого внимания за потрясающую эстетику и декорации. Разработчики воздвигли себе нерукотворный памятник в стилистике кукольных мультфильмов 70-х и 80-х годов. Пожалуй, для создания аппетита можно сначала посмотреть вот этот занятный ролик о создании игры Making of Lumino City. Потрясающе!
А если понравилось, то в App Store есть и приквел — Lume. Кстати, его разработчики сейчас раздают бесплатно.
7. По ту сторону всего
А вот музейный экспонат в хорошем смысле слова — INSIDE. Это игра от создателей старого хита LIMBO о приключениях маленького мальчика в потустороннем мире. Звучит криповато, зато смотрится так, что глаз не отвести. Потому-то это и «музейный экспонат». На INSIDE родители могут просто глядеть и восторгаться, а дети — играть.
8. Креативный взрыв мозга
Если ваши дети уже прошли CHUCHEL и Lumino City, «Бредусы» щелкают на десерт и без ума от миров Pavilion и INSIDE, то вам нужно срочно установить Gorogoa. Это оригинальный приключенческий пазл с очень необычной игровой динамикой.
Ну, по крайней мере я такого раньше не встречал и первые минут пять просто «тупил», не понимая, что происходит. Но как только становится ясно, как и к чему надо стремиться, то… эта игра вам будет сниться :)
9. Умные слова
Параллелепипед, биссектриса, центроид. Теорема Пифагора, прямоугольные трапеции, серединные перпендикуляры. Равнобедренные треугольники, центральная симметрия, медианы.
Редкий ребенок не захочет сверкнуть перед сверстниками глубокими познаниями основ Евклидовой геометрии. Тем более, что познакомиться с ними можно в доступной и развлекательной манере в приложении «Пифагория» (Pythagorea). Кто знает, возможно, это откроет в маленьком человеке будущего большого архитектора или математика?
10. Minecraft!
Потому что «Майнкрафт»! Именно этой игрой и с таким же обоснованием я закончил свой предыдущий топ-10 мобильных игр. А если есть традиции, то есть и порядок. Поэтому — Minecraft Earth.
Желаю вам продуктивной самоизоляции! Берегите себя и других — и используйте этот шанс, чтобы посмотреть на мир по-новому!
(*) Заметка для читателей этого поста из будущего. В марте 2020 года, когда я написал этот пост, многие страны ввели строгие меры против распространения инфекции коронавируса. Одна из таких мер — «самоизоляция», то есть минимизация контактов с другими людьми и переход на работу из дома.