За последние недели от всех разработчиков ведущих браузеров, кроме Apple, поступили неприятные новости, касающиеся рекламы и приватности пользователей: Google разрешает рекламную слежку с помощью цифровых отпечатков, в Edge и Chrome перестают работать мощные блокировщики рекламы, а Mozilla обновляет лицензионное соглашение и, кажется, стала куда больше интересоваться данными пользователей. Что означает каждое из новшеств и как теперь достичь высокого уровня конфиденциальности?
Google разрешает следящие отпечатки
Под давлением регуляторов и пользователей интернет-гигант провел несколько лет, пытаясь разработать механизмы, позволяющие отслеживать эффективность рекламы и предлагать уместные для конкретного зрителя рекламные объявления без опоры на старые и нелюбимые пользователями механизмы слежки — сторонние куки и цифровые отпечатки (browser fingerprinting). На замену Google предложил FLoC, Ad Topics и Privacy Sandbox, но, вероятно, их эффективность оказалась недостаточной. Поэтому теперь Google отказывается удалять из браузера поддержку сторонних куки. А рекламная сеть Google (крупнейшая в мире) с февраля 2025 разрешает собирать при показе рекламы данные цифрового отпечатка, в том числе IP-адрес пользователя. Это означает, что браузер пользователя можно будет опознавать вне зависимости от режима куки, инкогнито и так далее — идентификация по цифровому отпечатку довольно точна, а отключить ее или сменить отпечаток сложно.
Chrome и Edge отключают расширения, блокирующие рекламу и слежку
Chrome основан на открытом исходном коде браузера Chromium, создание которого полностью спонсируется Google. Можно сказать, что Chrome — это Chromium со встроенными сервисами Google, но на Chromium базируются и десятки других браузеров, включая Edge и Opera.
Уже много лет разработчики Chromium постепенно переводят экосистему расширений браузера с платформы Manifest V2 на новую версию — Manifest V3. В платформе несколько компонентов, но главный из них — полный список функций и возможностей, которые предоставляются расширению браузером.
У «тройки» есть ряд преимуществ, но она лишает расширения Chrome/Edge/Opera/Vivaldi некоторых полезных функций, которые особенно важны для блокировщиков контента. И хотя популярные плагины вроде uBlock Origin и Adblock Plus уже имеют версию, реализованную на Manifest V3, только вариант для V2 эффективно блокирует рекламу.
В Chrome Web Store давно уже не принимают расширения, базирующиеся на Manifest V2. С конца осени 2024 года новые версии Chrome сначала начали выводить пользователям предупреждения, что установленные расширения Manifest V2 нужно отключить, а затем стали отключать их в принудительном порядке — пока еще с возможностью обратного включения пользователем, но очевидно, что это ненадолго.
В феврале аналогичное поведение было замечено и у Microsoft Edge. Судя по текущему плану Google, к июню 2025 года расширения Manifest V2 отключат даже для корпоративных пользователей Chrome, после чего код, который отвечает за поддержку Manifest V2, видимо, будет удален из Chromium.
Что будут делать разработчики десятков браузеров, основанных на Chromium? Им поневоле придется отключить поддержку Manifest V2, а без нее перестанут работать и любимые расширения для блокировки рекламы и повышения конфиденциальности.
Mozilla также нацеливается на рекламу
Некоммерческая Mozilla Foundation и ее дочерняя Mozilla Corporation всегда были в сложном положении — их основным источником дохода было партнерство с поисковыми системами, в первую очередь — с Google. Нынешнее руководство Mozilla в основном пришло из компаний наподобие Meta** и eBay, зарабатывающих преимущественно на рекламе. Неудивительно, что новости разработки Firefox в последнее время все чаще вызывают раздражение у тех, кто любит этот браузер за конфиденциальность.
С версии 128 в Firefox появилась «сохраняющая приватность система измерения рекламы», тестируемая в партнерстве с Facebook*. А в конце февраля 2025 года в пользовательском соглашении Firefox появилось следующее уведомление: «Когда вы загружаете или вводите информацию через Firefox, вы тем самым предоставляете нам неисключительную, бесплатную, всемирную лицензию на использование этой информации для того, чтобы помогать вам находить и просматривать онлайн-контент, а также взаимодействовать с ним в соответствии с вашим использованием Firefox».
Пользователи пришли в ярость. Они однозначно восприняли этот пункт как разрешение на перепродажу их данных и другие виды слежки. Под давлением общественности Mozilla изменила текст и уточнила, что «Вы предоставляете Mozilla права, необходимые для работы Firefox». Но разъяснения Mozilla, что они всего лишь оформили в виде юридического документа то, что браузер и так делает (и всегда делал), не удовлетворили пользователей. Ведь одновременно подозрительные изменения произошли и в других частях FAQ — например, были удалены пункты, в которых обещалось, что Firefox никогда не будет продавать данные рекламодателям.
При этом никаких фактических изменений в функциональности Firefox не произошло. Поэтому пока можно продолжать спокойно пользоваться браузером — но внимательно отслеживать, какие нововведения будут появляться в каждом обновлении, не стоит ли их отключить и не пора ли подыскивать новый браузер. Максимально оперативно вы узнаете об этом, подписавшись на наш блог или Telegram-канал.
У Apple все спокойно
Пользователи Apple в подавляющем большинстве используют штатный браузер Safari, основанный на механизме WebKit. Для него существует своя система расширений, доступных через App Store и использующих специальные механизмы Apple для блокировки контента в браузере. Хотя самые мощные расширения вроде uBlock Origin и NoScript недоступны в Safari, качественные инструменты для повседневной блокировки рекламы и слежки доступны как в виде стандартных настроек Safari, так и через расширения наподобие Ghostery.
Apple продолжает делать акцент на конфиденциальности как на своем ключевом отличии от других платформ, поэтому никаких тревожащих уступок рекламной индустрии в Safari не замечено. К сожалению, для Windows этот браузер хотя и доступен к установке, но перестал обновляться еще в 2010 году, поэтому их ждет непростой выбор в следующем разделе.
Лучший браузер для защиты приватности в 2025 году
Популярные Chrome и Edge с июня будут малопригодны для любителей конфиденциальности с любыми расширениями и настройками. Это же касается и большинства других браузеров, основанных на Chromium.
Что касается Firefox, то, несмотря на сомнительные заявления Mozilla, в самом браузере по-прежнему поддерживаются расширения Manifest V2, и авторы Firefox заявляют, что сохранят эту поддержку в обозримом будущем. Но, чтобы не тревожиться по поводу полускрытой активации спорных функций вроде «измерения рекламы», можно перейти с Firefox на один из браузеров, основанных на его коде, но делающих больший упор на конфиденциальность. Это популярные ответвления (форки) Firefox, среди которых можно выделить Waterfox и LibreWolf.
Браузер Waterfox является неплохим компромиссом — никакой телеметрии производителю, нет встроенных сервисов вроде Pocket, в качестве исходного кода используются специальные выпуски Firefox, созданные для длительной техподдержки (ESR, Extended Support Release). Из минусов — небольшой коллектив разработчиков, поэтому Waterfox хоть и ненамного, но все же отстает от Mozilla по скорости выпуска устраняющих уязвимости обновлений.
LibreWolf нацелен на конфиденциальность и позиционируется как «Firefox без всего лишнего». Из него исключены все виды отчетов производителю и телеметрии, зато сразу добавлен популярный блокировщик uBlock Origin. Браузер оперативно обновляется следом за выпусками Firefox и доступен на Windows, macOS и нескольких разновидностях Linux.
Еще одним популярным вариантом остается основанный на Chromium браузер Brave, имеющий дополнительные встроенные механизмы защиты конфиденциальности даже без расширений-блокировщиков. Его авторы обещают в ручном режиме поддерживать работоспособность нескольких ключевых плагинов на базе Manifest V2: AdGuard Антибаннер, NoScript, uBlock Origin и uMatrix. Правда, в Brave есть несколько неоднозначных функциональных дополнений, таких как встроенный криптокошелек и ИИ-ассистент Leo.
В общем, идеального браузера не существует, но если попытаться ранжировать эти варианты от самого конфиденциального и неудобного к самому простому и удобному (но все еще конфиденциальному), то получится такой хит-парад: LibreWolf, Waterfox, Brave, Firefox.
Любому из браузеров, кроме LibreWolf, для максимальной конфиденциальности потребуются безопасные настройки, а также пара расширений из вышеперечисленных для блокировки трекеров и скриптов.
В дополнение к этому в Brave и Firefox можно включить настройку «Сообщать веб-сайтам, чтобы они не продавали и не разглашали мои данные», которая сделана в рамках новой инициативы Global Privacy Control. Законодательное требование учитывать этот сигнал есть в некоторых регионах мира (Евросоюз, Великобритания, Калифорния, Колорадо, Коннектикут), но это не столько техническая, сколько организационная мера защиты.
Ну а самый простой вариант, значительно увеличивающий вашу интернет-приватность при использовании любых браузеров, — установить любое из защитных решений Kaspersky для частных пользователей и включить в нем функцию Защита от сбора данных в Интернете. После установки защиты эта функция включена только в режиме обнаружения, а не блокировки — она распознает, подсчитывает и записывает в отчет попытки сбора данных. Когда вы включаете режим блокировки, по умолчанию сбор данных блокируется на всех сайтах, кроме:
- сайтов, которые вы добавили в исключения;
- сайтов «Лаборатории Касперского» и ее партнеров;
- сайтов, о которых нам известно, что их работоспособность нарушается в результате блокировки.
Однако в настройках этого компонента вы можете запретить сбор данных на всех вышеперечисленных сайтах. Защита от сбора данных в Интернете имеет некоторые ограничения, а управлять ей можно как из приложения Kaspersky, так и с помощью расширения Kaspersky Protection для большинства браузеров.
Хотите узнать больше о том, как браузеры следят за вашим поведением и как минимизировать эту слежку? Читайте также:
Приватные браузеры: руководство для начинающих
Как правильно обращаться с cookies — практический эксперимент
Включить нельзя блокировать: настраиваем cookies в браузере
Следи за руками: как понять, когда сайты снимают ваши отпечатки браузера
* Facebook принадлежит компании Meta**, признанной экстремистской организацией в Российской Федерации.
** Компания Meta признана экстремистской организацией в Российской Федерации.