Вряд ли для кого-то будет сюрпризом узнать, что любой крупный деятель шоу-бизнеса — это не только собственно артист, но и огромная бизнес-инфраструктура вокруг него. С маркетингом, продажами и всем тем, чем и полагается заниматься коммерческому предприятию, вовлеченному, если уж переводить всё в рыночные термины, в производство и реализацию интеллектуальной и развлекательной продукции. В центре внимания, естественно, оказываются — в случае с музыкальным шоу-бизнесом — музыкальные композиции. Поскольку они тоже являются, по сути дела, информацией, они подвержены всё тем же угрозам, что и любые другие данные. Приобретшие в последние годы эпидемический характер «утечки» отдельных композиций и целых музыкальных альбомов в Сеть до их издания, по сути дела, представляют собой типичнейшие инциденты с информационной безопасностью.
О новом альбоме Эминема, одного из самых успешных рэпперов современности, шум поднялся задолго до релиза. Промоутерская арт-подготовка велась по всем правилам: информацию публике сливали весьма дозированно, в том самом темпе, который необходим, чтобы поддерживать интерес к будущей пластинке. И вот, наконец, всё, что можно было анонсировать, анонсировано. Опубликованы название, треклист, обложка, список «гостевых» участников, дата релиза. Выпущены даже два пилотных сингла. Но за неделю до официального выхода «что-то пошло не так»: альбом утёк в Сеть раньше срока.
Вообще-то, подобные ситуации давно стали обычным делом. Настолько обычным, что злые языки готовы за каждым подобным инцидентом усматривать целенаправленную пиар-акцию. Своя логика в подобных подозрениях есть. Во-первых, каждый «утекший» альбом — это повод в очередной раз поднять вопрос о борьбе с пиратством, от которого — давно пора уже признать очевидное — страдают и лейблы, и артисты, причём в гораздо большей степени начинающие, нежели состоявшиеся, «богатые и знаменитые». Во-вторых, «утечка» — это всё равно дополнительное медиасобытие и, следовательно, повод привлечь внимание к артисту. А внимание — это высшая валюта.
Но как минимум в некоторых случаях утечки отдельных композиций или целых альбомов — это не пиар-акция, а ЧП, которое требует принятия экстренных мер по минимизации ущерба. В вышеописанном случае юристы лейбла оперативно добились удаления утекшего альбома с Soundcloud, благо этому ресурсу репутация пиратской лавочки ни к чему.
Эминем, впрочем, далеко не единственный всемирно известный исполнитель, ставший жертвой утечек данных в последние два года.
«Настоящие фанаты так не поступят!»
В 2011 г., например, в Сеть «убежала» запись нового (тогда) сингла Мадонны «Give Me All Your Lovin'». Сингл успели порядком разрекламировать: в записи должны были принять участие две коллеги Мадонны по цеху — Майя (MIA) и Ники Минаж (Nicki Minaj). И тут пресловутый сингл попадает в Сеть. Быстро выясняется, что это скверно сделанная демоверсия в исполнении самой Мадонны (и больше никого).
Насколько исполнительница обиделась, можно судить уже по тому факту, что виновного в утечке юристы Мадонны достали аж в Сарагосе (Испания). Достали и сдали полиции. Оказалось, что песню выложил в Сеть какой-то её безумный фанат, правда, откуда она попала к нему, остаётся загадкой. Сама певица, однако, отметила, что её настоящие фанаты ничего подобного бы не сделали.
Ущерб незначителен
Кумир школьниц Джастин Бибер выпустил в июне 2012 года свой альбом «Believe», однако ещё до релиза публика имела возможность ознакомиться с его новыми композициями просто потому, что они благополучно «утекли». Впрочем, похоже, продажи альбома от этих инцидентов не пострадали — альбом тотчас же прыгнул на первое место в чартах.
«Берём лопаты»
В середине апреля 2011 года лейбл Леди Гаги был вынужден срочно публиковать сингл «Judas». Причина спешки заключалась в том, что песню кто-то успел выложить в Сеть. Негодование Гаги было колоссальным: она прямо заявила, что выложившие в Сеть её новую песню причинили той «медленную смерть».
В 2013 году история повторилась: в августе неизвестные хакеры угнали её сингл «Applause» с тогда ещё будущего альбома «ARTPOP». На сей раз исполнительница пришла в откровенное бешенство, предложив коллеге по цеху и товарищу по несчастью Кэти Перри «взять лопаты и отдубасить хакеров», выложивших в Сеть композицию за неделю до планируемого релиза.
У Перри незадолго до этого действительно уволокли композицию «Roar» — за три дня до релиза. Впоследствии — уже в октябре этого года — «утёк» весь её альбом. Так что Перри пришлось выложить на своём сайте официальный «сэмплер» с полутораминутными фрагментами каждой песни, чтобы потенциальные покупатели могли составить себе впечатление о выпускаемом материале.
Урожайный год
2013 год вообще оказался даже слишком богат на инциденты подобного рода. Леди Гага, Кейти Перри, Эминем — лишь некоторые из артистов общемировой значимости, которым пришлось столкнуться с утечками их записей.
Больше же всех, пожалуй, пострадала Лана Дель Рей: у неё за последние два года «угнали» сразу пять композиций, часть из которых предназначалась для будущего альбома. Дель Рей даже намекнула на то, что свернёт музыкальную деятельность.
Именно она стала одним из немногих артистов, честно указавших на наиболее вероятный источник утечек:
«Три года назад кто-то удалённо получил доступ к моему жёсткому диску, так что добрались даже до тех песен, которые я не пересылала себе по электронной почте. Их там сотни».
Не угнать за три нажатия
Дело в том, что готовая музыкальная запись — это не более чем один цифровой файл; в сжатом виде (в MP3, например), он занимает совсем мало места, так что его легко переправить по почте, чем артисты, как легко понять со слов Ланы Дель Рей, и пользуются.
Но электронную почту можно взломать, к чужому компьютеру можно получить несанкционированный доступ с помощью вредоносного софта или хакерской атаки. В целом, инциденты с утечками готовых музыкальных композиций — это иллюстрация совершенно типичных проблем с защитой ценной информации.
В первую очередь, речь идёт о небрежном хранении. Задумываются ли артисты о том, чтобы хранить весь записываемый материал в защищённом виде?
Конечно, пока осуществляется запись композиций (одной или нескольких), генерируются подчас гигабайты данных — в несжатом виде звуковые дорожки занимают значительный объём дискового пространства.
Шифрование и расшифровка их всех перед каждой сессией будет занимать слишком много времени, а время на студии стоит больших денег, так что вряд ли на это кто-то согласится.
Но вот оградить промежуточные и особенно конечные результаты работы, собственно, основную продукцию от чужих рук и ушей не так уж и сложно: достаточно, чтобы готовая запись хранилась у артиста, в звукозаписывающей студии и у ответственных лиц лейбла, занимающегося поддержкой артиста, в зашифрованном виде.
И чтобы ключи были известны только тем, кто напрямую заинтересован в том, чтобы никаких несанкционированных манипуляций с записью никто посторонний не производил.
С коммерческой точки зрения музыкальные записи, как уже сказано выше, — точно такая же информация, как, например, программное обеспечение и любая другая интеллектуальная продукция. Методы защиты бизнес-информации разработаны давно, защитные программные решения как для стационарных платформ (для ПК), так и для мобильных устройств тоже давно доказали свою зрелость и эффективность. Так что остаётся только человеческий фактор, а именно он всё в бизнесе и определяет.