Для нашего исследования мы изучили категории сайтов, которые дети чаще всего открывали в браузере, количество часов, проведенных ими в приложениях на Android, а также отдельно проштудировали топ-1000 поисковых запросов в YouTube. В основу отчета вошла анонимизированная статистика, собранная решением Kaspersky Safe Kids.
Подробнее о методике анализа можно прочитать в прошлогоднем отчете — а здесь мы расскажем о новых наиболее ярких мировых трендах в период с февраля по май 2022 года.
Куда ходят дети
Современные дети чаще всего посещают сайты категории «Аудио и видео» (43,6%): в первую очередь смотрят блогеров на YouTube, слушают музыку на стриминговых платформах и проводят время за сериалами Netflix.
В рейтинге топ-10 самых используемых мобильных приложений для Android с большим отрывом лидирует YouTube (31,6%), а за ним следует TikTok (19,04%). Почему TikTok не зло, мы уже писали ранее.
Как показывают данные, дети по всему миру предпочитают проводить свой досуг именно в YouTube. Поэтому эта платформа является ценным ресурсом для изучения трендов и интересов детей в целом.
Вот темы, которые больше всего интересовали юных пользователей YouTube.
Блогеры
Категорию «Блогеры» мы поделили на блогеров «общего профиля» (53,69%), летсплееров, стримеров и обзорщиков игр (28,34%), отдельно выделили блогеров, играющих в Minecraft (16,34%), и тех, кто снимает образовательный контент (1,63%).
Лидируют в этой категории блогеры «общего профиля» (53,69%). Они снимают развлекательный контент: лайфстайл, челленджи, реакты и собственные видеоклипы. Дети активно ищут таких героев, как а4, mrbeast, леди диана, luna y estrella, sssniperwolf.
Второе место заняли блогеры (28,3%), которые проходят и комментируют игры: они могут организовывать прямые трансляции со зрителями (стримеры) или публиковать отредактированные видео (let’s play). Самые популярные среди них — paluten, винди, ssundee, icrimax, поззи.
В отдельный крупный блок мы выделяем блоги, посвященные компьютерной игре Minecraft (16,3% запросов). Здесь наиболее востребованные персонажи — компот, эдисон, aphmau, фиксай, dream, bastighg.
Видеоблоги с образовательным контентом не так популярны: на них приходится всего лишь 1,6% поисковых запросов в данной категории. Подобные видео, конечно же, ничем не напоминают школьные уроки. Чаще всего такие блогеры проводят разные эксперименты и просто и весело объясняют научные идеи. Дети ищут образовательные ролики по запросам issenswert, мамикс, partikül matematik, 8.sınıf.
Музыка: K-pop и фонк
На втором месте по числу поисковых запросов — музыка. Здесь по-прежнему популярны известные корейские исполнители (bts, blackpink, twice). Весной вышел новый клип PSY с SUGA of BTS — That that, который стал одним из самых частых запросов по музыкальной тематике среди детей.
Из других музыкальных запросов интересно отметить Phonk. Это поджанр хип-хопа родом из 90-х, в котором современный рэп сочетается с джазовыми сэмплами и старыми вокальными записями. Свое перерождение он получил благодаря русскоязычному сегменту TikTok.
Кино: My Story Animated
В категории «Фильмы, мультфильмы и телешоу» лидируют запросы, связанные с названиями мультфильмов, — 46,1%. На ТВ-шоу приходится 24,48% от всех запросов этой категории, а на кино — 14,15%. И куда же без аниме — 15,31%.
Помимо поиска очевидных хитов кинопроката, среди детей очень популярен канал My Story Animated, где снимают мультфильмы об актуальных проблемах подростков.
Другой тренд — телешоу (24,5%). Интересно, что юные пользователи интересуются не только детскими передачами (The Voice Kıds 2022), но и взрослыми — например, Germany’s Next Top Model 2022. Мы заметили, что в Германии в целом дети чаще других смотрят на YouTube именно телевизионные шоу, например köln 50667, berlin tag und nacht и klinik am südring.
Игры: все те же и Backroom
Самой популярной игрой, которую ищут на YouTube, остается Minecraft (16,8% от запросов игровой тематики). Далее по убывающей идут Roblox (10,62%), Fortnite (7,48%), Poppy Playtime (7,45%), FNF — Friday Night Funkin’ (7,15%), BrawlStars (5,32%), FNAF — Five Nights at Freddy’s (7,15%). А вот любимая в прошлом многими Among Us покидает тренды (менее 2% запросов).
The Backrooms — игровая новинка, у которой появляется все больше фанатов. На самом деле популярна не столько игра, сколько «городская легенда» о лабиринте из бесконечных комнат, где можно столкнуться с разными ужасами. За годы эта страшилка обросла многочисленными мемами и историями-продолжениями. А в начале 2022 года на YouTube появился короткометражный фильм The Backrooms (Found Footage), который сразу же окрестили «самым страшным фильмом». Ну а дети, понятное дело, любят страшилки.
Gacha: реакции и горячее
Кто еще не в курсе, Gacha Life — это ролевая игра, а вернее, целый игровой мир, очень популярный у детей. Здесь можно создавать собственных аниме-персонажей, выбирать им внешность и одежду, а еще придумывать истории, превращая игру в мини-фильмы. Ну и, конечно же, загружать все это на YouTube и TikTok, где формируются Gacha-тренды — Gacha-мемы и Gacha-фильмы. Наибольшее число запросов этой весной связано с Gacha React. Последователи этого тренда создают сценки на злободневные темы, изображая с помощью персонажей Gacha свои реакции на фильмы, игры, сцены из аниме и так далее.
А вот на что стоит обратить внимание родителям, так это на запросы gacha heat. Их не так уж и много на YouTube и в TikTok (13,2%), но зачастую они означают совсем недетский контент. Паниковать не стоит: если ваш ребенок проводит время за просмотром Gacha-фильмов, это не значит, что он обязательно смотрит контент gacha heat. А если все же смотрит, то это повод задуматься, а не настало ли время для сексуального воспитания ребенка.
Разное: странное и взрослое
В этой категории мы собрали разнородные запросы, которые не вошли в другие категории. Основную часть (22%) здесь составляют различные интернет-мемы, такие как ytpmv, animation meme, floppa.
Уже довольно давно дети проявляют интерес к ASMR-видео, на них приходится 20,6% запросов в категории «Разное». Аббревиатура расшифровывается как «Автономная сенсорная меридиональная реакция» и обозначает реакцию организма, которая проявляется в виде приятных ощущений (мурашек, покалываний, щекотки) от различных звуковых и визуальных стимулов — таких как шепот, звук дыхания, шелест страниц, хруст еды и других. В YouTube за последние несколько лет опубликованы миллионы роликов, авторы которых обещают вызвать у зрителей описанные чувства. Как и любые вирусные ролики, они также привлекают внимание детей. Сюда же можно отнести популярный запрос UwU — это буквенный смайлик, обозначающий кота с закрытыми глазами и название целой субкультуры, к которой относятся девушки-геймерши.
На третьем месте в категории «Разное» — DIY-видео и каналы (13%). Это инструкции по самостоятельному созданию вещей, а также все то, что называется лайфхаками. Самые популярные каналы этого жанра — 5 minute crafts, 123 go. В целом это полезные ролики, и стоит поощрять у детей такой подход к YouTube — с запросами «как сделать…».
Детей не обходят стороной и громкие скандальные истории из мира шоу-бизнеса. Этой весной многие подростки вслед за взрослыми наблюдали за историей развода Джонни Деппа с Амбер Херд, смотрели на повторе сцену с пощечиной Уилла Смита на церемонии «Оскар», которая сразу же стала мемом. И, конечно же, следили за звездной парой — Зендеей и Томом Холландом, ставшими мегапопулярными благодаря фильму Spider-Man: No Way Home и сериалу Euphoria.
А что ищет ваш?
Если после изучения популярных детских запросов у вас возникнет вопрос, насколько все это относится к моему ребенку, — найти ответ вам поможет Kaspersky Safe Kids. У нашего продукта много полезных возможностей, включая те, про которые мы рассказали в этой статье. В частности, функция «Безопасный поиск на YouTube» позволит родителям видеть историю поисковых запросов на этой платформе и проверять, какие именно видео смотрели дети. Однако помните, продукты родительского контроля в первую очередь созданы для построения доверительных отношений в семье, а не для слежки за ребенком.