Ни для кого не секрет, что Google заботливо хранит о каждом пользователе всю доступную информацию – историю поисковых запросов, данные о ссылках, на которые он нажал в поисковой выдаче, при наличии Gmail – всю историю переписки, и так далее. Недавний скандал заставил Google еще раз подтвердить, что данная информация хранится и обрабатывается «обычными бизнес-методами«, среди которых можно упомянуть фильтрацию спама, подбор наиболее подходящей контекстной рекламы, а также индивидуальную настройку поисковой выдачи. Это последнее до сих пор неочевидно для большинства пользователей. Но реальность такова, что вот уже пару лет у каждого из нас – свой Google (а с недавних пор и Яндекс). Находя смешной, неожиданный, свой собственный сайт на первой странице поисковой выдачи, не торопитесь демонстрировать это друзьям – у них по тому же запросу на этой странице появятся совсем иные сайты.
Фактически, ваши результаты поиска а, также контекстная реклама, показываемая как на сайтах Google, так и на многих других, имеющих с Google партнерские рекламные отношения, является неплохим индикатором ваших интересов и привычек. Самое неприятное в этом то, что если к серверам Google и кладезям ваших секретов на них имеют доступ только сотрудники компании да вездесущие спецслужбы, то посмотреть на ваш экран браузера могут самые обычные люди. Причем в основном те, отношения с которыми вам небезразличны.
Например, если в поиске изображений Google у вас отключен безопасный поиск и на достаточно невинный запрос выплывают многочисленные картинки пикантного содержания, это является явным индикатором того, что поисковик считает их интересными для вас. А значит, вы активно кликали на соответствующие поисковые результаты прежде.
Контекстная реклама на сайтах называется так не потому, что она как-то сочетается с основным содержимым веб-сайта. Обычно она основана либо на предыдущих результатах поиска либо на том, что вы обсуждаете в Gmail. Поэтому по этим рекламным блокам сразу можно понять, что вы задумываетесь о покупке нового автомобиля Шевроле, озабочены лечением герпеса и должны срочно чинить крышу на даче. Конечно, контекстная реклама тоже не всегда работает хорошо, и все вышеперечисленное можно утверждать только с определенной долей вероятности, но зато информация эта ничем не скрыта и не защищена, а для ее получения достаточно попросить у вас «посмотреть в Интернете кое-что на пять минут».
Полностью устранить этот канал утечки данных можно только ценой определенных неудобств. Компания Google потратила значительные силы и деньги на то, чтобы научиться идентифицировать пользователей, и для этого используются десятки методов. Кроме всем известных куки (cookie), применяются другие постоянные идентификаторы (LSO, Flash cookies), также существуют технологии создания «отпечатков браузера», которые позволяют достаточно надежно идентифицировать компьютер по служебным заголовкам запросов на получение веб-страницы. Чтобы избавиться от всего этого, нужно сделать строгие настройки безопасности браузера: отключить кэш и cookie, с помощью специальных плагинов очищать другие локальные хранилища, обзавестись расширениями Adblock и Noscript, а также не входить в учетную запись Google (в идеале ее не иметь). Конечно, удобство пользования Интернетом в таких условиях значительно падает, поэтому на такие крайности пойдут только отъявленные параноики. Можно поступить иначе – пользоваться менее «вездесущей» поисковой системой, например Bing или DuckDuckGo. Во втором случае нам обещают отсутствие слежки. Конечно, это не отменяет того, что счетчик Google Analytics есть на каждом втором сайте в Сети, а отказаться от Gmail довольно проблематично, поэтому для захода на сервисы Google придется завести отдельный браузер. Логично чтобы это был Chrome, а для посещения других сайтов использовался иной браузер, потому что прятаться от Google и продолжать пользоваться Chrome чрезвычайно нелогично.