Amazon хочет, чтобы ваши новогодние подарки к наступающему 2016 году привозил не Санта на оленях, а летающий робот. Более того, компания обещает, что подобная доставка, заранее названная Prime Air, будет занимать всего полчаса. Наступит ли это светлое будущее к обещанному сроку и будет ли у него «темная сторона»?
Судя по убедительным видео, которые публикуют Amazon и DHL, идея доставлять покупки крошечными вертолетиками очень нравится деятелям логистической индустрии. Ну а простая проверка Parrot AR Drone на том же Amazon позволяет любому убедиться: вполне настоящая летающая машина сегодня стоит всего $300. Почему же запуск услуги планируется через пару лет, а не завтра? Ответ простой: требуется разрешение FAA и других компетентных органов, отвечающих за авиационную безопасность. Они же его не спешат давать, потому что различных «но» набралось предостаточно.
Вообще говоря, в США, на родине Amazon, сейчас действует самая консервативная политика по беспилотникам. В ноябре принят план развития (roadmap), согласно которому в течение пяти лет будут разработаны общие требования для всех летательных аппаратов без пилота на борту, которые позволят летать им на общих основаниях. С одной стороны, это удобно, потому что самолеты/вертолеты будут летать куда им потребуется без получения каких-либо «точечных» разрешений. С другой стороны, FAA очень настаивает на том, что каждому летательному аппарату нужен живой пилот, пусть даже он не сидит в кабине. Это в значительной мере подрывает всю идею роботизированной доставки, поскольку она сразу перестает быть дешевой. Тем более что к организации, эксплуатирующей подобные самолеты/вертолеты, предъявляется полный список требований как к авиакомпании: сертификация и освидетельствование пилотов, недопущение посторонних к месту, откуда производится управление, и так далее. В общем, даже через пять лет беспилотники могут быть очень даже пилотируемыми, если интересы крупного бизнеса не заставят чиновников от авиации как-то изменить концепцию. В Европе ситуация более демократична. Аппараты весом до 150 кг вообще проходят по категории игрушек и регулируются на национальном уровне. Для более тяжелой техники требуется полный комплекс регуляторных мер, позволяющих беспилотникам интегрироваться в общее авиационное пространство, но в целом им планируется дать зеленый свет начиная с 2016 года.
Что интересно, и в США, и в Евросоюзе уже сейчас в проекте учитываются требования по защите личной жизни. Поскольку любой беспилотник по определению утыкан камерами, как елка — игрушками, а небольшие размеры позволяют ему подлетать очень близко к зданиям и людям, вопрос регулирования фото- и видеосъемки является не праздным. С какой целью она может проводиться, кем, как и когда получать на нее разрешение, где и как долго может храниться информация — обо всем этом предстоит позаботиться законодателям. Потому что коммерческий потенциал у этой информации довольно большой. Представьте себе рекламный e-mail через один день после рободоставки подарка от Amazon: «Мы заметили, что у вас прохудилась черепица на крыше дома».
Весьма серьезной проработки потребует вопрос «противоугонной» защиты беспилотников. Он стоит весьма остро уже сегодня, поскольку исследователи безопасности ранее демонстрировали, что GPS-сигнал может быть подменен, в результате дрон можно посадить совсем не в том месте, на которое он запрограммирован. Для дистанционно пилотируемой техники важен другой аспект — защита от перехвата управления. Буквально через день после громкого заявления Amazon был продемонстрирован дрон Skyjack, способный «угонять» вышеупомянутые AR Drone, отключая их от управляющего Wi-Fi-сигнала и переподключая к своему. Ну и, как резонно отмечает FAA, беспилотником можно управлять откуда угодно — из машины, из чистого поля, и никто не мешает злоумышленникам попросту отобрать у оператора пульт управления, тем более что это, скорее всего, будут ноутбук или сопоставимое по размерам устройство. Практика последних лет показывает, что киберкриминал активно ведет разработки, которые могут принести хорошую прибыль, а безопасная дистанционная кража настоящих товаров, как в случае с Amazon, является весьма привлекательной с этой точки зрения. Тем более что «в подарок» к каждой украденной посылке идет робот-вертолет. Он, в свою очередь, может использоваться для самых разных неприятных дел — от шпионажа до терроризма. Именно разного рода намеренные или случайные инциденты с роботизированной летающей техникой являются главным пугалом для властей, поэтому можно не сомневаться, что Санта будет пользоваться санями, а не дронами до того момента, пока не появятся гарантии, что угон или манипулирование беспилотниками невозможны.