Открытое письмо руководству Twitter.

Евгений Касперский о «Твиттере» и ограничениях

«Когда вырываешь человеку язык, ты не доказываешь, что он лгун. Ты говоришь миру, что боишься его слов»

Тирион Ланнистер, «Игра престолов»

Дорогой Джек Дорси, уважаемые менеджеры Twitter! Я знаю, что в последнее время вы очень озабочены «здоровьем» соцмедийных платформ, а также тем, как они могут злонамеренно использоваться для дезинформации, создания социальной напряженности, и так далее. Как давний сторонник безопасного и дружелюбного Интернета, я разделяю эту озабоченность. Мне, правда, казалось, что моя компания находится на периферии этого «соцмедийного шторма», но я ошибался.

Под маской борьбы с насилием и ненавистью мы получаем политическую цензуру. Этого бы очень не хотелось.

В конце января Twitter неожиданно уведомил нас о запрете на рекламу с наших официальных аккаунтов, где мы анонсируем посты с наших блогов по кибербезопасности (в том числе Securelist и Kaspersky Daily) и рассказываем пользователям о новых киберугрозах и методах борьбы с ними. В кратком письме от безымянного сотрудника Twitter сообщалось, что наша компания «работает по бизнес-модели, которая не соответствует стандартам приемлемой рекламы».

Я несколько раз вчитывался в эту формулировку и, честно говоря, так и не понял, каким боком она относится к нам. Одно могу сказать точно: никаких писаных и неписаных правил мы не нарушали, а бизнес-модель у нас самая обычная для IT-индустрии. Мы пользователям — защиту, а они нам за это — деньги. Какие конкретно правила, стандарты и бизнес-практики были нарушены, в письме не указано. Этот запрет, на мой взгляд, противоречит декларируемому Twitter принципу freedom of expression.

Но может это мы что-то не понимаем? Поскольку мы в «Лаборатории» люди не только законопослушные, но и охочие докопаться до истины, мы послали официальное обращение.

Прошло больше двух месяцев — из Twitter прислали только отписку с тем же текстом. Посему я воспользуюсь другим декларируемым выше принципом speaking truth to power, чтобы поделиться подробностями дела со всеми пользователями и публично попросить у вас, уважаемые топ-менеджеры Twitter, более чётких и детальных разъяснений, причём в разумные сроки.

Если произошла ошибка, то это надо открыто признать. Это развеет опасения о возможном введении политической цензуры.

Я понимаю, что вы заняты, реагируя на общественное и политическое давление. В ответ на это давление соцсетям, и Twitter в частности, придется как-то адаптировать свои правила и политики. Но, уважаемые топ-менеджеры Twitter, я считаю крайне важным, чтобы все изменения правил, которые соцсети вводят в ответ на злодейские манипуляции ботов и троллей, были чётко описаны и применялись прозрачным образом. Нужно, чтобы из правил Twitter были убраны пункты, позволяющие ограничивать доступ этичного и легального бизнеса к платформе без всякого объяснения или без чётко описанных причин. Иначе под маской борьбы с насилием и ненавистью мы получим политическую цензуру. Этого бы очень не хотелось. Ведь всего несколько лет назад Twitter говорил, что относится к «свободолюбивому крылу партии свободы». Однако согласитесь, абсурдно начинать письмо об ограничении выражать мнение словами «мы верим в свободу выражения».

Я знаю, что Twitter основательно работает в нужном направлении. Мне очень симпатична  идея Центра прозрачности и вы догадываетесь почему. Это вообще примета времени и необходимое условие в смутные времена — оставаться прозрачным. А прозрачнее нас в индустрии кибербезопасности сейчас найти трудно. В сфере твиттер-рекламы нам тоже скрывать нечего — мы сами расскажем, сколько и на что тратили там деньги. Вот обзор нашей рекламы в этой соцсети за 2017 год:

Твиты с наибольшим охватом

Как видите, на рекламу в Twitter у нас уходит не так уж много по глобальным меркам. Но самое главное — посмотрите на твиты, которые мы продвигали. Посты про эпидемии шифровальщиков и рекомендации как защититься от них. Материалы для учителей, чтобы обучать детей правилам цифровой безопасности. Калькулятор типичных затрат на кибербезопаность по индустриям. Есть, конечно, и чисто маркетинговые поводы — но и в этом случае продаем-то мы защиту от киберугроз, никакой политикой и нарушениями рекламных практик Twitter там не пахнет.

Исходя из сказанного выше, я прошу Twitter детально обосновать решение об отключении нас от рекламных возможностей и сообщить, что должны делать другие компании в сфере глобальной кибербезопасности, чтобы избежать подобной участи. Если речь идёт о решении, принятом по ошибке  открыто это признать. Я считаю, что это единственный цивилизованный способ развеять опасения о возможном введении политической цензуры в соцсети.

Также Twitter играет на руку киберпреступникам, когда мешает нам доносить до пользователей потенциально  важную информацию о защите от вымогателей (простой пример – наш самый популярный «платный» твит прошлого года был про Wannacry).

Читатели могут спросить, почему мы хотим выяснить этот вопрос публично?

Если нам теперь кроме безопасности нужно защищать ещё и свободу, бороться против цензуры — почтём за честь.

Во-первых, прецедент. За Twitter могут последовать другие платформы, а за нами — любая другая политически неугодная компания, против которых были выдвинуты необоснованные, ложные обвинения в некоторых американских СМИ. Это чертовски неправильно. Это откровенная цензура. Бизнес не должен обслуживать политические интересы. Вы стреляете себе в ногу, когда в угоду политикам идёте наперекор интересам своего дела (а как ещё назвать отказ от денег клиента, ведущего этичный бизнес?).

Во-вторых, принцип. Когда мы видим несправедливость — мы с ней боремся. И нам не привыкать к роли Давида против Голиафа. Мы боремся с вездесущими патентными троллями. Мы боремся с проявлениями монополизма. Мы боремся с ложью в СМИ. Трудности и неравенство сил нас не пугают.

Если кроме безопасности нам придётся защищать и свободу, бороться против цензуры — почтём за честь.

Кстати, если вы думаете, что мы занялись этим, просто чтобы вернуть себе рекламные возможности — ошибаетесь. Существует много других способов донести информацию до заинтересованных людей.

И вот что я подумал.

Вне зависимости от развития ситуации в этом году мы отказываемся от рекламы в Twitter. А весь уже запланированный на это рекламный бюджет жертвуем в Electronic Frontier Foundation (EFF). Они систематически борются за свободу слова в сети и изучают проблемы цензуры в соцсетях.

P.S.: самый страшный вирус — это ложь. А единственное противоядие от неё — сохранять критическое мышление. Здравый смысл не умер, господа. Он просто ушёл на обед.

Советы