Представьте: вы приходите домой в плохом настроении, кричите на тугую дверь и перегоревшую лампочку — и умная колонка тут же включает расслабляющую музыку, а кофемашина наливает горячий шоколад. Или заходите в магазин, а робот-консультант, собравшийся было предложить помощь с выбором, видит ваше недовольное лицо и идет с подсказками к другому покупателю. Звучит как фантастика?
На деле технологии распознавания эмоций уже внедряют во многие сферы жизни, и в ближайшем будущем наше настроение может оказаться под неусыпным наблюдением гаджетов, бытовой техники, автомобилей и так далее. Давайте разберемся, как работают, чем полезны и чем опасны такие технологии.
Как машина понимает чувства
Большинство существующих систем распознавания эмоций анализирует выражение лица и голос человека, а также написанные или сказанные им слова. Например, по приподнятым уголкам рта машина определяет, что человек в хорошем настроении, а по наморщенному носу — что он злится или испытывает отвращение. Высокий дрожащий голос и быстрая речь могут свидетельствовать о страхе, а если кто-то кричит «ура», он, скорее всего, очень рад.
Более сложные системы наряду с мимикой и речью пытаются анализировать жесты и даже окружающую обстановку. Такая система не назовет радостным человека, который улыбается, скажем, под дулом пистолета.
Как правило, системы распознавания эмоций учатся определять связь между эмоцией и ее внешним проявлением на больших массивах размеченных данных. Это могут быть аудио- и видеозаписи телепередач, интервью или экспериментов с участием реальных людей, фрагменты спектаклей и фильмов, а также диалоги, разыгранные профессиональными актерами.
Системы попроще могут обучаться на фотографиях или на массивах текста — в зависимости от предполагаемых задач. Например, разработка Microsoft пытается по фото угадать эмоции человека вдобавок к его полу и примерному возрасту.
Зачем нужно распознавание эмоций?
По прогнозам Gartner, уже в 2022 году каждый десятый гаджет будет оснащен технологиями распознавания эмоций. Впрочем, их уже сейчас вовсю используют разнообразные организации. Например, в некоторых офисах, банках и ресторанах посетителей встречают общительные роботы. Вот только несколько направлений, в которых подобные системы могут приносить пользу.
Безопасность
Распознавание эмоций пытаются использовать для предупреждения насилия — как в общественных местах, так и дома. Этому вопросу посвящена не одна научная работа, а предприниматели уже продают такие системы школам и другим учреждениям.
Подбор кадров
В некоторых компаниях искусственный интеллект играет роль помощника в отделе кадров. Система оценивает ключевые слова, интонации и мимику соискателя на самом трудоемком этапе первичного отбора и отправляет рекрутерам отчет со своими выводами: насколько кандидат заинтересован в должности, честен, любопытен и так далее.
Клиентоориентированность
Любопытную систему в этом году запустило дорожно-транспортное управление Дубая (RTA) в центрах обслуживания клиентов. Оснащенные искусственным интеллектом камеры сравнивают эмоции людей на входе и на выходе из здания и определяют удовлетворенность посетителей. Если этот показатель падает ниже заданного значения, система отправляет уведомление сотрудникам центра, чтобы те приняли меры по улучшению качества обслуживания. Фото посетителей при этом не сохраняются.
Социализация особых детей
Другой проект призван помочь детям с аутистическим расстройством понимать чувства окружающих. Система устанавливается на очки Google Glass. Когда рядом с ребенком оказывается другой человек, очки с помощью графики и звука подсказывают эмоции этого человека. Как показали испытания, с таким советчиком дети быстрее социализируются.
Насколько эффективны детекторы эмоций?
Впрочем, технологии распознавания эмоций далеко не всегда отличаются точностью. Например, система выявления агрессии, установленная во многих американских школах, как выяснилось, считает кашель более тревожным звуком, чем истошные вопли ученицы.
Исследователи из Университета Южной Калифорнии установили, что технологии, основывающиеся на распознавании выражения лица, тоже легко обмануть. Машина полагается на то, что люди с помощью мимики выдают настоящие чувства, тогда как на самом деле все не так просто — взять, к примеру, злорадные улыбки.
В этом отношении точнее оказываются системы распознавания эмоций, учитывающие контекст. Однако они сложнее и их значительно меньше.
Кроме того, важно не только то, на что машина обращает внимание, но и то, на чем она тренировалась. Например, насколько точно определит чувства живых людей система, обученная на эмоциях, сыгранных актерами?
Чувства напоказ
Есть и еще один важный вопрос, возникающий в связи с распространением технологий распознавания эмоций. Эффективны они или нет, подобные системы вторгаются в личное пространство человека. Как вам, например, такой сценарий: вы засмотрелись на платье прохожей, и тут же изо всех дыр полезла реклама одежды этой марки. Или вы неодобрительно поморщились во время совещания, и вам решили не повышать зарплату…
По данным Gartner, более половины жителей США и Великобритании не хотят, чтобы искусственный интеллект понимал их чувства и настроения. А кое-где распознавание эмоций и лиц запрещают на законодательном уровне. Так, в октябре в Калифорнии приняли закон, согласно которому правоохранители не имеют права фиксировать, собирать и анализировать с помощью нательных видеорегистраторов биометрическую информацию, в том числе выражение лица и жесты.
По мнению авторов законопроекта, использовать систему распознавания лиц — все равно, что требовать каждого прохожего каждую секунду предъявлять паспорт. Это и нарушает права граждан, и может привести к тому, что люди с незначительными проступками вроде неоплаченных штрафов побоятся сообщить в полицию о серьезном преступлении.
Искусственная безэмоциональность
Проблема приватности стоит настолько остро, что обман детекторов эмоций даже стал предметом научных изысканий. Так, ученые из Имперского колледжа Лондона разработали технологию, которая убирает проявления чувств из голоса. В результате голосовой помощник, снабженный системой распознавания эмоций, поймет смысл сказанного, но не вычислит ваше настроение.
Такие разработки, конечно, несколько усложняют развитие эмпатии у искусственного интеллекта, который и так склонен ошибаться, однако они могут стать страховкой на случай, если мы все окажемся в «Черном зеркале» машины начнут уж слишком настойчиво лезть в душу. Ведь ожидать, что от распознавания эмоций откажутся, вряд ли стоит — тем более что в некоторых сферах эта технология все-таки приносит пользу.