Европа против Facebook: борьба за защиту личных данных пользователей

Правительства европейских стран утверждают, что Facebook пренебрегает конфиденциальностью интернет-пользователей. Рассказываем, что произошло и почему государства внезапно встали на защиту личных данных граждан.

Европа против Facebook: борьба за защиту личных данных пользователей

В 2015–2016 годах правительства ряда европейских стран обвинили Facebook в том, что компания не соблюдает законы о сохранении конфиденциальности своих пользователей. Facebook с этим утверждением не согласна.

В феврале этого года CNIL, французский госорган, который должен следить за соблюдением законодательства о защите персональных данных, заявил, что Facebook должна прекратить отслеживать посетителей сайта, которые не являются ее зарегистрированными пользователями. К похожему решению пришли в Бельгии в 2015 году. Власти Нидерландов, Испании и Германии инициировали собственные расследования по этому вопросу.

Согласно результатам анализа, проведенного французским регулятором, Facebook решила, что каждый посетитель сайта по умолчанию согласен с условиями использования социальной сети, даже если эти люди не были авторизованы на сайте. В чем это выражается? CNIL утверждает, что социальная сеть без предупреждения помещает в браузер каждого посетителя файл «куки» и использует его для сбора данных, нужных для рекламы.

CNIL также обвинил Facebook в том, что соцсеть хранит данные о религиозном вероисповедании, политических взглядах и сексуальной ориентации пользователей. Представители регулятора считают, что этот подход «нарушает базовые права и интересы людей, в том числе и право на сохранность их частной жизни».

На этом приключения крупнейшей социальной сети в Европе не закончились. Месяц спустя немецкая ассоциация потребителей раскритиковала то, как некоторые компании используют фейсбуковский плагин для «лайков», чтобы собирать и передавать социальной сети историю просмотров пользователей, опять же без предупреждения. Механизм был полностью автоматизирован и срабатывал даже до того, как пользователь вообще кликал по этой кнопке. Все государственные сайты Германии обязали этот плагин убрать.

В комментарии, опубликованном Daily Mail, Facebook заявила, что данный инцидент связан «с одним конкретным веб-сайтом и тем, как его владельцы обращались с данными пользователей в прошлом». Daily Mail также отметила, что статистика, которую собирает соцсеть, не позволяет идентифицировать кого-либо по отдельности, и что плагины Facebook не устанавливают «куки» тем пользователям, у которых их раньше не было (то есть они должны были хоть когда-то принимать пользовательское соглашение).

В марте этого года немецкие власти попросили социальную сеть отключить технологию распознавания лиц, опять-таки из соображений сохранения конфиденциальности.

В январе Верховный суд Германии обратил внимание на механизм поиска друзей Facebook. В меню «Найти друзей» пользователь может предоставить социальной сети доступ к своему списку email-контактов и разрешить ей отправить приглашения тем друзьям, которые еще не зарегистрировались в соцсети. Эту практику окрестили «рекламными домогательствами». Многие другие интернет-сервисы в Германии и по всему миру уже много лет ведут свои рекламные кампании похожим образом, так что инцидент с Facebook — это лишь верхушка айсберга.

Вдобавок ко всему вышеперечисленному недавно британская газета The Independent осудила алгоритм формирования новостной ленты Facebook, основанный на популярности постов. Как вы могли заметить, чем больше людей лайкнули пост в Facebook или поделились им, тем выше такая публикация оказывается в вашей ленте и тем дольше там остается.

Редакция утверждает, что этим активно пользуются мошенники, чтобы распространять вредоносные программы и сайты, а также для фишинговых кампаний. Делается это просто: создаются популярный пост или страничка, которую все лайкают. После того как публикация набирает «вес», вирусный (в хорошем смысле) контент заменяют на вредоносный, и он отображается «в топе» у множества пользователей.

Как и многие другие СМИ, The Independent должна была очень хорошо прочувствовать механизм ранжирования Facebook, как говорится, на собственной шкуре. Наверняка обидно наблюдать за тем, как хорошая аналитическая статья набирает меньше лайков, чем умильное фото очередного котика.

Ажиотаж вокруг Facebook — это очередной признак того, что эпоха онлайн-свободы подходит к концу и вскоре мы увидим новый, строго регламентированный Интернет. К глобальной паутине подключаются все больше людей, так что правительства по всему миру стремятся взять ее под контроль. Кроме того, нам не хватает некой общей законодательной базы, которая помогла бы определить, что есть хорошо, а что плохо в виртуальном мире.

Сторонники подконтрольного государству Интернета постоянно говорят о защите личных данных. Власти по всему миру неожиданно вспоминают о древних возможностях Facebook и борются за защиту личных данных, что весьма нехарактерно для правительств. Обычно они ведут себя совсем по-другому.

Мы считаем, что первым и главным защитником персональных данных должен быть сам пользователь. Всегда нужно очень тщательно следить за тем, что вы публикуете в Сети. Кроме того, мы рекомендуем вам установить специализированное решение, которое защитило бы вас от сборщиков персональных данных. К примеру, в Kaspersky Internet Security есть встроенный Безопасный браузер, который гарантирует, что ваши личные данные не покинут устройство без вашего же на то разрешения.

Security Week 14: опасная уязвимость в Adobe Flash, WhatsApp включает шифрование, Пентагон платит за баги

Security Week 14: опасная уязвимость в Adobe Flash, WhatsApp включает шифрование, Пентагон платит за баги

В этом выпуске Константин Гончаров делится своими соображениями по поводу утечки в Mossac Fonescka и шифровании в WhatsApp, а также рассказывает про попытки Пентагона подружиться с исследователями и – куда же без этого – объясняет очередную уязвимость в Flash

Security Week 14: опасная уязвимость в Adobe Flash, WhatsApp включает шифрование, Пентагон платит за баги
Советы