В идеале большинство российских компаний, работающих в розничной торговле, к первому июля этого года уже должны были обзавестись онлайн-кассами. Однако, как выяснилось, этого не случилось. Некоторые тянули до последнего в надежде, что им предоставят очередную отсрочку. Другие просто опомнились в последний момент и сейчас пытаются привести свои практики в соответствие с федеральным законом о применении контрольно-кассовой техники. И это, как водится, стало причиной разного рода проблем.
Пользуясь тем, что далеко не все владельцы маленьких компаний разбираются в тонкостях подключения к Интернету, активизировались не самые чистые на руку коммерсанты. Они пытаются нажиться на предпринимателях, навязывая им ненужные услуги и инструменты, без которых якобы их бизнес не будет соответствовать ФЗ-54. Что интересно, начинали они с «развода» неподключившихся, но сейчас осаждают и тех, кто уже пользуется онлайновыми кассами.
Как это все должно работать?
Большая часть бизнесменов теперь должна передавать в налоговую инспекцию электронные версии чеков через специальных операторов фискальных данных. Организовано это следующим образом: предприниматели заключают договор с операторами фискальных данных, встраивают в кассу зарегистрированный фискальный накопитель, а самой кассе выдают доступ в сеть.
При покупке товара касса формирует чек, записывает его на фискальный накопитель, который не только хранит, но и подписывает чек, удостоверяя его подлинность и уникальность. Затем чек пересылается оператору фискальных данных, который возвращает кассе сигнал о том, что чек принят. Оператор хранит его и передает Федеральной налоговой службе, когда возникает такая необходимость. Соответственно, старый советский кассовый аппарат больше не подходит — нужна современная касса, способная проделывать все эти операции.
Подробнее требования к контрольно-кассовым аппаратам можно изучить в тексте закона.
На чем пытаются нажиться недобросовестные коммерсанты
Недобросовестные коммерсанты пытаются продать неопытным предпринимателям товары и услуги, без которых они вполне могут обойтись. Чаще всего играют они на непонимании того, как устроено подключение к Интернету и что нужно для того, чтобы он работал. Сразу оговоримся, речь идет не об обычных провайдерах — как правило, нажиться пытаются мелкие фирмы, покупающие у крупных провайдеров часть мощностей и перепродающие каналы своим клиентам. Вот какие они применяют уловки.
Обязательность проводной связи
Бизнесменов пытаются убедить в необходимости подключить именно «проводной» Интернет для онлайн-касс: он якобы надежнее беспроводного. На самом деле у нас в стране традиционно подключение для бизнеса — не самая дешевая услуга. Особенно в удаленных от столицы регионах, где нормальный Интернет появился сравнительно недавно. Однако сейчас и там есть мобильные операторы, у которых можно подключиться к беспроводному Интернету достаточно недорого, а проводной совершенно не обязателен — закон об этом ничего не говорит.
Вывод: проводное подключение к Интернету необязательно, достаточно беспроводного канала связи.
Недостаточная «ширина канала»
В Москве предпринимателю, который уже работает с онлайновой кассой, позвонили «представители провайдера» и начали рассказывать ему, что его канала связи недостаточно для нормальной работы онлайн-кассы. Сейчас он проблем не испытывает, но вот когда у него будет наплыв посетителей, он поймет, что данные идут слишком долго. И у налоговой якобы могут возникнуть претензии.
На самом деле это ерунда. Одна электронная версия чека занимает не больше 4 килобайт памяти. Объем передаваемой информации зависит от количества операций, но крайне маловероятно, что в случае малого бизнеса потребуется широкополосный Интернет. Скорее всего, если доступ в Сеть вам нужен только для онлайновой кассы, то хватит канала с минимальной пропускной способностью. Даже древний мобильник с GPRS-технологией и скоростью 40 кбит/с справится. Древний мобильник найти, наверное, уже сложновато, но самый простейший смартфон или 4G-модем вполне обеспечит надежный Интернет для онлайн-кассы — главное, чтобы связь в помещении работала нормально.
Вывод: даже канал со скоростью доступа в 100 кбит/c (а меньше вы вряд ли найдете) подойдет для работы онлайн-кассы.
Необходимость резервного канала
Эта страшилка основана на том, что в работе любого интернет-провайдера возможны сбои. Якобы если однажды вы не сможете вовремя передать данные, налоговая сможет вас оштрафовать. Поэтому вам необходимо иметь как минимум два канала связи, разумеется, от разных провайдеров.
В реальности проблемы могут возникнуть, если у кассы нет доступа к сети более 30 дней. Это не значит, что вы со спокойной совестью можете передавать фискальные данные раз в месяц — все в некоторой мере зависит от вашего оператора фискальных данных. Но если однажды действительно произойдет сбой на несколько часов, а то и на сутки, то никаких проблем возникнуть не должно. Если же окажется, что доступа в Сеть у вас нет более суток, а провайдер при этом не может внятно объяснить причину и сориентировать по срокам восстановления доступа, то его в любом случае стоит сменить, даже если речь идет об обыкновенном домашнем Интернете.
Вывод: резервный канал интернет для онлайн-кассы заводить не обязательно.
Обязательность профессионального роутера
Многие кассы подключаются к Сети через Wi-Fi, соответственно, вам недостаточно провести Интернет в магазин, нужно еще как-то раздавать его. Некоторые провайдеры предоставляют простенькие роутеры в аренду при подключении. Но иногда к бизнесменам приходят какие-то люди и пытаются продать им профессиональные маршрутизаторы за десятки тысяч рублей — якобы они, в отличие от предоставляемых бесплатно, гораздо безопаснее.
Тут на самом деле есть зерно истины. Роутеры, выпущенные безымянными китайскими фирмами, действительно не самая надежная штука. Но это не значит, что следует покупать роутеры CISCO в магазин с двумя кассами. Ну то есть, если у вас есть лишние деньги, то пожалуйста, это отличные роутеры. Однако на рынке можно найти сравнительно недорогую (за пару тысяч) модель, которая подходит как для дома, так и для маленького офиса. Нужно просто почитать отзывы на форумах — и потом настроить роутер правильно.
Вывод: для обеспечения работы онлайн-кассы подойдет относительно недорогой домашний роутер.
Попытка впарить дорогой смартфон
Похожая история, только вместо роутера бизнесменов пытаются убедить в необходимости купить смартфон, который будет раздавать Интернет по Wi-Fi. Действительно, подключить кассу через мобильный телефон можно. Только вот дорогой смартфон тут совершенно не нужен — раздать Интернет может и самый простой аппарат.
Вывод: для того чтобы обеспечить доступом в Интернет онлайн-кассу, топовый смартфон не нужен.
Как организовать доступ в Интернет для небольшого магазина
Если бы Kaspersky Daily был не блогом компании, а торговал хлебом и возник вопрос обеспечения доступа в Интернет для онлайн-кассы, то мы бы поступили следующим образом:
- Изучили бы цены у локальных интернет-провайдеров и сравнили бы с ценами на беспроводное подключение в регионе.
- Если бы мы остановились на проводном провайдере, то изучили бы отзывы в сети об их надежности. В случае беспроводного — еще и о покрытии.
- Протестировали бы работу беспроводного Интернета в помещении нашего магазина (в полуподвальных помещениях или в домах со стенами из железобетона иногда возникают проблемы).
- Приобрели бы WiFi-роутер, предварительно почитав, что пишут о его безопасности.
- Если бы наш выбор остановился на беспроводном Интернете, то приобрели бы роутер с поддержкой 3G или 4G, а лучше с USB-портом, к которому можно подключить внешний 3G- или 4G/LTE-модем.
- Поставили бы последнюю прошивку на роутер (чтобы минимизировать количество уязвимостей).
- Сменили бы пароль по умолчанию и подключили бы кассу к роутеру.
А если бы подключить кассу нужно было срочно — организовали бы точку доступа к сети через мобильный телефон (настройка «Точка доступа и модем» в системе Android или «Режим модема» в iOS).