Наша глобальная команда реагирования на киберинциденты (Kaspersky Global Emergency Response Team) проанализировала инциденты, в расследовании которых эксперты участвовали в 2021 году, и подготовила подробный отчет. С полным текстом можно ознакомиться, заполнив форму на сайте Securelist, а мы бы хотели поделиться основными находками и базовыми рекомендациями от экспертов по реагированию.
Начальный вектор атаки
Чаще всего злоумышленники пытались проникнуть в инфраструктуру компаний благодаря эксплуатации уязвимостей в публично доступных приложениях (в 53,6% случаев). В 17,9% случаев они использовали ранее скомпрометированные учетные данные и в 14,3% — применяли вредоносные письма. В связи с этим наши эксперты рекомендуют:
- внедрять надежную парольную политику и многофакторную аутентификацию;
- исключить возможность прямого доступа из Интернета к механизмам управления информационными системами;
- как можно скорее устанавливать обновления для публично-доступных сервисов и систем или разработать адекватные компенсационные меры для их защиты;
- периодически повышать ИБ-осведомленность сотрудников.
Инструменты злоумышленников
Почти в 40% инцидентов атакующие применяли типовые инструменты: либо это были легитимные компоненты операционных систем, либо инструменты для тестирования на проникновение. Наши эксперты советуют заранее подготовиться к их применению:
- по возможности отказаться от использования в инфраструктуре ПО, особенно часто эксплуатируемого злоумышленниками;
- использовать решения класса EDR;
- настроить правила обнаружения инструментов, чаще всего используемых атакующими;
- регулярно проводить киберучения с применением распространенных техник и тактик злоумышленников.
Последствия инцидентов
В инцидентах 2021 года злоумышленники чаще всего пытались зашифровать данные компаний (51% случаев). Что еще неприятнее, в 16% случаев атаки приводили к утечкам данных. В 11,1% была скомпрометирована Active Directory. Для того чтобы минимизировать ущерб для бизнеса, мы рекомендуем:
- регулярно выполнять резервное копирование данных;
- с особенным вниманием относиться к защите систем, в которых хранятся персональные данные;
- заключить соглашение с надежным поставщиком услуг реагирования на инциденты;
- поддерживать готовность команды реагирования с помощью специализированных тренингов и киберучений.
Для того чтобы развивать экспертные навыки внутренних команд по реагированию на инциденты и расследованию киберпреступлений и подготовить их к отражению сложных кибератак, рекомендуем воспользоваться обучающим курсом Kaspersky Expert Training Windows Incident Response. Он разработан на базе опыта и экспертных знаний специалистов из Kaspersky Global Emergency Response Team и в числе прочего научит корректному выявлению инцидентов, получению улик, анализу логов и сетей и созданию индикаторов компрометации. Подробнее о курсе можно почитать на странице онлайновых тренингов для экспертов.