Поставив галочку под пользовательским соглашением, мы часто испытываем некую легкую эйфорию, будто только что заключили взаимовыгодное юридическое соглашение. Правда, тут стоит подумать еще вот о чем – пользовательские соглашения, особенно на бесплатных сервисах, существуют совсем не для защиты пользователя, а для юридической защиты самой компании. А заодно и для того, чтобы спокойно собирать вашу информацию и продавать ее третьей стороне.
Сайты крайне заинтересованы в сборе, хранении и возможной продаже ваших личных данных сторонним рекламодателям, которые затем используют эту информацию, чтобы попытаться продать вам вещи, которые могут быть вам интересны.
К примеру, вы обручились и делитесь этой новостью в Facebook. Пользовательское соглашение Facebook таково, что позволяет собирать данные о вас отовсюду и при помощи всех ваших действий на сайте или в других местах в Интернете. В итоге после такого объявления о помолвке вы то и дело будете видеть рекламу дорогих украшений, цветов и пр.
Такая ограниченная ответственность провайдеров услуг возможна потому, что для них это финансово выгодно. И пока им это будет выгодно, они будут и дальше продавать ваши данные. И не будут нести ответственность в случае их кражи. А также могут прекратить предоставление услуг в любое время.
Ярким примером такого соглашения является Google. Сервис собирает ваши данные, по-видимому, для того, чтобы предоставить вам наиболее оптимизированные и максимально точные результаты поиска. А если серьезно, то в первую очередь это надо для того, чтобы как можно больше выдать вам целевой рекламы. И при этом Google не несет ответственности за ваши данные в случае кражи, а также совершенно спокойно и в одностороннем порядке может закрыть тот или иной свой сервис. Прекрасный пример – Google Reader, практически уничтоживший конкурентов RSS-агрегатор, закрытие которого вызвало бурю негодования и местами даже панику среди пользователей, привыкших к этой услуге.
Так что же делать, чтобы избежать всех этих неприятностей?
- Платные услуги. Хотите избежать целевой рекламы от различных веб-сервисов? Не пользуйтесь бесплатными ресурсами. Понятно, что если с вас не берутся деньги, то они берутся с рекламодателей, которым предоставляют все ваши данные. Платные сервисы, скорее всего, довольствуются прибылью, полученной от клиентов, поэтому им нет нужды продавать еще кому-то информацию о вас. Исключение могут составить правоохранительные органы, которым сервисы обязаны давать интересующую их информацию. Еще одним плюсом платной услуги является тот факт, что она с меньшей вероятностью будет отключена без предупреждения.
- Изучи свои права. Платные и бесплатные ресурсы – практически все они предлагают свои условия обслуживания. Вы не сможете начать ими пользоваться, пока не согласитесь с этими условиями, поставив галочку внизу. Поставив, вы юридически признаете правоту соглашения и принимаете все поставленные условия. Причем часто вне зависимости от особенностей законодательства той страны, в которой вы в данный момент находитесь. Иногда эти правила представляют собой гигантский рулон (как у PayPal или iTunes, например) с массой дополнений и уточнений, которые утомительно читать. Однако сделать это стоит.
- Обзор соглашения. Попробуйте воспользоваться ресурсами, которые имеют сокращенную, простую в чтении версию условий обслуживания. В случае необходимости обратите внимание на рейтинги и отзывы, в которых приводится доходчивое описание возможностей, особенностей пользовательского соглашения и политики конфиденциальности.
- Внимание к деталям. Facebook является примером сайта, который позволяет пользователям регулировать политику конфиденциальности, хотя бы в некоторой степени. То есть там можно настроить, какой информацией можно делиться с рекламодателями и третьей стороной, а какой нет. Внимательно прочтите обо всех этих возможностях. И если вам кажется, что все равно слишком много информации будет предоставлено нежелательной для вас стороне, то стоит подумать о прекращении использования такого ресурса. Даже если это Facebook.
Ну а теперь настала ваша очередь! Создайте свои собственные «Условия использования» для сайта Kaspersky Daily. Будьте кратки, точны, подойдите к делу творчески, с пониманием вопроса. Победителю, создавшему самые интересные правила, призом станет Kindle Fire HD! Разместите ваши работы в комментариях до 15 июня. И до 30 июня мы выберем победителя. Удачи!