20 лет в бизнесе — это много или мало? А 25 лет непрерывной разработки технологий и продуктов?
А сколько лет самой индустрии защиты кибер-устройств от цифрового зловредства? Самые первые программы-антивирусы появились всего несколькими годами раньше, в 1986-88х годах.
Получается, что мы — один из немногих современных разработчиков, кто создал кибербезопасность. Действительно, мы в индустрии с самых младых лет сигнатурных on-demand сканеров до зрелых лет глобальных автоматизированных инфраструктур на машинном обучении. При этом все эти 20+ лет — в самом авангарде! Ура!
Ух, страшно подумать сколько мы всякой кибер-гадости поудаляли за это время :)
Как обычно, у каждой истории есть по крайней мере две стороны. С одной, время взглянуть в зеркало и ужаснуться улыбнуться своим сединам. С другой — обернуться назад, посмотреть вперёд и, не без удовольствия, сказать «А ничего так получилось! И ведь будет ещё круче!» Поскольку первое есть махровый, непродуктивный негатив, то в этом посте будет только о хорошем и жизнеутверждающем, способном примером вдохновить читателя на великие поступки в бизнесе, обществе или семье.
Мы тут раздумывали, как понагляднее и посильнее возбудить такое вдохновение, при этом сохраняя историческую достоверность и соблюдая нормы приличия :) И вот что придумалось: давайте посмотрим на внутреннюю кухню компании — как оно было в «прекрасном, далёком», как оно выглядит сейчас, почему так получилось и как будет дальше.
Начнём с офиса
С начала 90-х годов мы поменяли шесть адресов — в общем-то, не такие уж и кочевники. Вот, например, как выглядел эпицентр разработки одного из лучших в мире антивирусов в 1994 году. Это, собственно, и есть весь офис! (обратите внимание — это ещё за три года до регистрации «компании имени меня»). В те времена разработка велась в компании КАМИ, которая делала разный софт и хард в 90-е годы.
Кстати, в том году мы впервые участвовали в тестах Гамбургского университета и неожиданно порвали всех конкурентов по качеству защиты. Не исключено, что на этой фотке мы только что получили благую весть и на лицах через усталость проступает ликование :)
Сейчас мы живём в «домике на Ленинградке» — собственном бизнес-центре на Ленинградском шоссе, посередине между центром Москвы и аэропортом Шереметьево.
Вот так мы тогда и работали — на больших белых компьютерах и с мониторами на деревянных тумбочках :) Нет, это совсем не гараж, было вполне даже комфортно и своя столовая обязательно.
Командировки
«Домик на Ленинградке» неслучайно находится в 15 км от Шереметьево — поездки туда-сюда по всему миру, тысяча иностранных сотрудников, зарубежные клиенты, партнёры, делегации в гости… Всё это логистически очень непросто, если работать далеко от международного аэропорта с широким «покрытием» авиарейсов. Для глобальной компании так вообще противопоказано, ибо интенсивность командировок, помноженная на время в пути обратно пропорционально мобильности бизнеса и качеству жизни сотрудников.
Разумеется, раньше командировок было меньше, они были ближе и короче. Летали только эконом-классом, жили в 2-3-звёздочных гостиницах по 2-3 человека, сколько вмещали комнаты. И это не было тотальной экономией (мы всегда жили только на заработанное). Просто был такой стандарт и никто не жаловался. Некогда было жаловаться и некому — все-все-все работали по одним правилам. Да никто и не обращал внимания на мелочи быта: мы увлечённо вкалывали, думали о большом, нас пёрло от перспектив — на этом фоне какая разница есть балкон в номере или нет?
Сейчас интенсивность поездок у многих зашкаливает, экономом долго не протянешь, не говоря о том, что снижается темп — после «длинного эконома» на презентацию или переговоры сразу не поедешь, надо сперва прийти в себя. Что до гостиниц — я абсолютно равнодушен к «звёздам». Главное, чтобы была кровать-душ-вайфай, тараканы не бегали, соседи не орали и поближе к работе. Остальное, имхо, пустой пафос. Может быть именно потому, что я спокойно отношусь к комфорту, он ко мне так и липнет? :)
Командировки выводят нас на другую тему — выставки и прочие мероприятия.
До середины 2000-х стендистами работали все, включая директоров и прочих начальников. Я лично вкалывал на передовой. И вспоминаю эти времена с ностальгией. Непосредственный контакт с пользователями, конечно, здорово прочищает мозги и даёт возможность понять что и как надо делать прямо из первоисточника.. Все занимались всем: мы специально «десантировались» за несколько дней до начала мероприятия, чтобы оформить стенд, приготовить «раздатку», наполнить пресс-офис и т.д.
Сейчас любая выставка — это бизнес-фабрика, налаженный организационно-логистический конвейер с чётким разделением труда. На первой линии обычно выступают сотрудники из локальных офисов и хостесс из агентств, которые распределяют входящий «трафик» по профильным специалистам: продажи, маркетинг, PR, R&D, analyst relations и т.д.
Раз уж пошла речь о выставках, то надо и о спичах, докладах и прочих презентациях. У меня первое большое публичное выступление на авторитетную многонациональную аудиторию состоялось в 2001 году на конференции Virus Bulletin.
«Большое», конечно, сильно сказано — в зале было человек сто пятьдесят. Как отчитал презентацию не особо помню — нервы были как стальные канаты, головной процессор работал на пределе мощности, охлаждение не справлялось, на запись ресурсов не хватало :) Но аудитория сказала, что было очень даже прикольно. Подробнее о VB-2001 здесь.
Кстати, в те времена я как-то не очень комфортно чувствовал себя в самолётах. Не то, чтобы прямо боялся и впадал в панику, но… неприятно было осознавать километры атмосферы под ногами и незнакомого человека за гашеткой неизвестно какого состояния самолёта. Через пару лет интенсивной авиа-жизни это прошло. Как прошло и напряжённость перед выступлениями. Сейчас… Ну, судите сами:
И так бывает по несколько раз в месяц…
«Хорошо работает тот, кто умеет правильно отдыхать» © Это о нас! :) Работаем и симметрично отдыхали, отдыхаем и будем отдыхать несмотря на погоду, температуру воды и… несмотря ни на что!
2016:
1998: (?)
На самом деле копать и сравнивать можно долго. Например, посмотреть на эволюцию наших партнёрских конференций, повосторгаться превращениям продуктовых коробок для розничных продаж. Конечно, посмотреть на динамику продаж, рост числа клиентов, сотрудников, офисов и партнёров, развитие технологий, продуктов и сервисов… Всё изменилось!
Так уж всё?
Нет. Не всё. Не изменилось по крайней мере одно очень важное качество.
Мы как вкалывали, так и вкалываем. Не замечая усталости, трудностей и времени суток. Нас так же прёт от новых задач и чем они сложнее, тем сильнее прёт.
Оборзевшие патентные тролли? Бороться до последнего патрона, их патрона! Прикорми тролля завтраком — он потом повадится ходить обедать, ужинать и в холодильник без спроса лазить :) Монополист против независимых вендоров? Мы не отсиживаемся в кустах — идём в профильные службы восстанавливать справедливость. Эхо геополитических протуберанцев и госпрессинг? Несмотря ни на что детектить любую киберугрозу, вне зависимости от её происхождения и «благих» намерений! И так же как 20 лет назад во время глобальных эпидемий все офисы по всему миру фигачат круглосуточно, чтобы защитить компьютеры домашних пользователей, сети корпоративных заказчиков и критическую инфраструктуру.
Азарт в выполнении высокой гуманитарной миссии, фокус на практический результат, работа с полной отдачей. Для меня именно эти вещи стали формулой успеха. Думай о высоком, делай полезное миру, самозабвенно вкалывай и получай от этого наслаждение. И всё остальное (в том числе вышеперечисленное) прилипнет бонусом. Чего всем и желаю! Ура!
Это был тост :)