Четыре мнемических эффекта для эффективного обучения

При обучении сотрудников мало просто давать им нужные знания — важно, чтобы они запомнили и усвоили их.

При обучении сотрудников мало просто давать им нужные знания — важно, чтобы они запомнили и усвоили их.

Если вы когда-нибудь сталкивались с задачей обучения сотрудников основам информационной безопасности, то наверняка знаете, что это не самая простая задача. Люди, далекие от информационных технологий, чаще всего не очень хорошо запоминают новые сведения на эту тему, зато быстро и качественно забывают их. Им это не очень интересно, они не всегда видят практический смысл упражнений, поэтому обучение оказывается малоэффективным.

Как же сделать так, чтобы информация эффективно закрепилась? Некоторые идеи можно почерпнуть из психологии памяти — эта область уже давно изучила и выявила многие закономерности в запоминании и воспроизведении информации. Вот четыре наиболее полезных для обучения, на наш взгляд, мнемических эффекта, которыми мы хотим с вами поделиться.

Кривая забывания Эббингауза

Психолог Эббингауз, изучавший память экспериментальным путем, установил, что уже в течение первого часа человек забывает до 60% всей полученной информации. Через 10 часов после обучения в памяти остается 35 % данных, а через 6 дней — около 20%. Далее кривая выходит на стабильный уровень — примерно столько же остается и через месяц.

На этом Эббингауз не остановился. Дальнейшие эксперименты показали, что при повторении заученного материала скорость забывания снижается, причем чем больше повторений, тем прочнее запоминается информация. Для нас это означает, что для качественного обучения одного прослушивания будет недостаточно. Лучше всего информация запомнится, если ее повторять согласно экспериментально разработанной Эббингаузом схеме.

Эффект реминисценции

Еще один психолог-экспериментатор, П. Бэллард, обнаружил, что сразу после заучивания информация воспроизводится хуже, чем через 2–3 дня. Суть его эксперимента очень проста: он предлагал испытуемым заучить некий материал и воспроизвести его сразу и через несколько дней (от одного до 7 дней). А потом смотрел, через сколько дней информация будет воспроизведена наиболее точно.

На практике это может означать, что не всегда имеет смысл приставать к сотрудникам с тестами сразу после окончания урока.

Эффект интерференции

Конечно, хорошо бы научить сотрудников всему необходимому за один урок. Но, к сожалению, такой урок будет не особенно эффективен. «Впихнуть» в человеческую память всю информацию сразу, увы, невозможно из-за явления, которое в психологии называется эффектом интерференции.

Дело в том, что если материалы для запоминания даются с небольшим интервалом, то они могут мешать друг другу. Либо «старая» информация помешает запоминанию «новой», либо «новая» будет способствовать забыванию старой. Поэтому стоит выдерживать промежутки между уроками на разные темы.

Эффект края

Суть эффекта края очень проста: в любом ряде стимулов лучше всего запоминаются первые и последние элементы. Для нас важно, что этот эффект проявляется и в работе с любыми обучающими материалами: текстами, видео и просто рабочими письмами. Очевидно, наиболее важную информацию следует давать в начале курса/урока и в конце.

Единственное, что нужно помнить — этот эффект не действует в случаях, когда в уроке есть что-то, что по каким-то причинам вызывает у человека эмоции. В таком случае лучше всего запомнятся наиболее аффективно значимые для человека вещи.

В целом поведенческая психология, а также теория усвоения информации и обучения учитывались нашими коллегами, создавшими решение Kaspersky Automated Security Awareness Platform. Это наша платформа для обучения сотрудников компаний разного размера навыкам кибербезопасности. Узнать о решении больше и начать его использовать можно на сайте платформы.

Советы