Курсы с секретом и никакого мошенничества

Рассказываем об очень хитрой и почти честной схеме отъема денег с использованием автоплатежей.

Совсем не мошенничество с автоплатежами за обучающие курсы

Мы много пишем о мошенничестве в Интернете, но иногда охотникам за чужими деньгами даже не приходится никого обманывать — достаточно сыграть на невнимательности жертвы. Именно так устроена схема с использованием автоплатежей, в которой пользователю предлагают за незначительную сумму купить обучающий курс и обещают высокий заработок. Торопясь оплатить обучение, тот может не заметить, что на самом деле оформляет подписку с регулярными платежами. Но давайте по порядку.

Легенда

Начинается все с массовой рассылки спама — нам попалось письмо от имени одного крупного российского маркетплейса. Если верить ему, то «в связи с кризисом» некий учебный центр приглашает всех желающих освоить новую «интернет-профессию» и начать зарабатывать от 100 тысяч рублей в месяц.

Смотрится письмо довольно убедительно: есть логотип известной онлайн-площадки, использованы фирменные цвета бренда. Однако почтовый адрес отправителя info@track.ru совсем не похож на настоящий адрес рассылки онлайн-магазина. Если зайти на официальный сайт маркетплейса, то можно убедиться, что никаких акций и даже вообще никакого обучения компания не проводит.

Письмо якобы от крупной e-commerce площадки

Письмо якобы от крупной e-commerce площадки

Если же пользователь все-таки захочет узнать больше о «выгодном предложении», ему предлагают нажать на кнопку «Хочу получить доступ».

Сайт

Кнопка ведет на один из множества ресурсов некоего учебного центра — например, startwb[.]ru, wbhustler[.]com или idee-regalo[.]info. В зависимости от конкретного сайта текст и оформление немного отличаются, но предлагают везде одно и то же — пройти обучение на менеджера маркетплейсов и немедленно начать путь к большим заработкам. Что любопытно, на самих «обучающих» сайтах название маркетплейса уже не упоминают, но дизайн страниц, выполненный в характерной цветовой гамме, может усыпить бдительность.

Создатели сайтов хорошо поработали над описанием курса. Тут и пять причин начать продавать на маркетплейсах, и подробный план обучения, и ответы на часто задаваемые вопросы, и, конечно, отзывы благодарных учеников. В частности, на одном из сайтов есть целая история мамы в декрете, которая «всего лишь хотела купить ребенку игрушку, а в итоге нашла прибыльное дело по душе».

Одним словом, авторы курса изо всех сил стараются создать впечатление, что предлагают исчерпывающие и полезные знания, доступ к которым только сегодня можно купить с невиданной скидкой в 99% — всего за 29 рублей. Судя по таймеру рядом с кнопкой «Получить доступ», акция действует всего 15 минут. Правда, если обновить страницу, отсчет начнется сначала.

Таймер обратного отсчета — распространенная уловка, чтобы поторопить жертву и не дать ей времени обдумать свои действия

Таймер обратного отсчета — распространенная уловка, чтобы поторопить жертву и не дать ей времени обдумать свои действия

Такой же таймер мы увидим при переходе на страницу оплаты. Создателям сайта очень важно, чтобы жертва как можно скорее нажала «Оплатить» и ни в коем случае не читала то, что написано под кнопкой мелким шрифтом. А там, как водится, как раз самое интересное.

Условия

Помимо стандартного предупреждения об обработке персональных данных, текст под кнопкой гласит, что, нажимая «Оплатить», пользователь соглашается с публичной офертой и тарифами. Информацию о тарифах и оферту действительно можно прочитать, перейдя по ссылкам. И тут выясняется, что 29 рублей — это цена за пробный доступ к руководству только на 72 часа. А по окончании этого времени подписка автоматически продлевается — и стоит уже 889 рублей в неделю. Если такой суммы на карте на момент очередного платежа не окажется, со счета будут списывать по 127 рублей за каждые сутки.

По ссылке

По ссылке «Тарифы» подробно и без обмана описаны условия подписки на сервис, при всей их невыгодности

Здесь же говорится, что отменить подписку можно в любой момент. В самом низу страниц сайта есть для этого кнопка, которая ведет на экран управления подписками. Судя по всему, создатели сайта предполагали, что до нее доберутся только недовольные пользователи, — первое, что видит ее посетитель, это вопрос «Почему оплата была совершена без моего согласия?» и ответ на него.

Создатели сайта честно рассказывают, что используют механизм рекуррентных платежей — регулярные и автоматические списания определенных сумм с банковской карты клиента. То есть плательщику не нужно каждый раз подтверждать продление курса, все происходит без его участия. По такому принципу — для удобства пользователей — действуют, например, многие подписки на онлайн-кинотеатры и музыкальные сервисы.

Страница управления подписками с подробным рассказом про рекуррентные платежи

Страница управления подписками с подробным рассказом про рекуррентные платежи

Форма для отмены подписки на этой странице тоже есть, но в Интернете немало отзывов пользователей, которые утверждают, что толку от этой формы никакого, — чтобы остановить поток платежей, им пришлось перевыпустить карту.

Есть на сайте и кнопка «Возврат средств». Однако в оферте четко написано, что деньги, списанные согласно тарифам, возврату не подлежат. Так что надеяться тут, скорее всего, особенно не на что.

Не только маркетплейсы

Помимо сайтов, посвященных обучению на менеджера маркетплейсов, есть еще целая масса ресурсов, которые используют ту же самую тактику. Все они что-то продают — от планов питания до курсов по Microsoft Excel и астрологии. При этом схема подписки и даже структура страниц у них примерно одинаковая: преимущества курса, программа обучения, ответы на часто задаваемые вопросы и заветная кнопка «Попробовать», которая в итоге приводит к подписке с автоплатежом.

На этой странице пользователям предлагают избавиться от целлюлита

На этой странице пользователям предлагают избавиться от целлюлита

А здесь — научиться работать с таблицами в Excel

А здесь — научиться работать с таблицами в Excel

Фокусы — это ловкость рук

Владельцы сервисов ничего не скрывают, не используют на своих ресурсах названия других брендов и четко выполняют условия оферты, которую пользователь принял при оплате первой, незначительной суммы. Если кто-то «подписался не глядя» и не заметил важную информацию, то что же тут поделать. Пусть она написана мелким шрифтом и спрятана за ссылкой, главное — она есть. Ну и доступ к обещанным курсам создатели сайтов тоже предоставляют — правда, по отзывам пострадавших, пользы от них немного, а все материалы можно совершенно бесплатно найти в Сети.

Вы спросите, а как же письма с упоминанием крупного маркетплейса? Они, конечно, уже не белые и пушистые. Однако их рассылкой, скорее всего, занимаются какие-нибудь сторонние люди, которые формально не имеют никакого отношения к списыванию денег и вообще к авторам курса, а значит, и здесь владельцы сайтов ничего не нарушают.

И что делать?

Если вы стали жертвой подобной схемы, самый простой выход — перевыпустить карту. А чтобы не попасть в такую ситуацию, будьте внимательнее.

  • С осторожностью относитесь к письмам якобы от популярных сервисов и брендов — названия крупных компаний нередко используют в фишинговых и спам-атаках.
  • Даже если вы получили очень заманчивое предложение, не переходите по ссылкам из сообщения. Самостоятельно зайдите на официальный сайт сервиса и проверьте, действительно ли существует акция, о которой говорят в письме.
  • Внимательно читайте условия соглашений, особенно если предложение выглядит чересчур выгодным.
  • Используйте надежное решение с защитой от спама, фишинга и онлайн-мошенничества.
  • Для борьбы с голосовым спамом и телефонными мошенниками установите на смартфон приложение Kaspersky Who Calls.
Советы