Представьте, вы купили в Интернете билеты в театр или на футбол. Пришли на свое место, удобно устроились, а в перерыве разговорились с соседом и узнали, что цена его билета была раза в три ниже.
Но ведь вы покупали свой на официальном сайте — и URL вроде правильный, и выскакивает он на первых строчках в гугле. И сам сайт выглядел очень солидно, даже что-то про «официальные билеты» на нем было. Как так вышло, что вы переплатили за билет несколько тысяч рублей?
Продажа «официальных билетов» на сайтах-двойниках: найди 6 отличий
Скорее всего, вы столкнулись с перекупщиками, которые разместили в Сети несколько десятков сайтов, похожих на официальные ресурсы российских и зарубежных театров, цирков, концертных залов и стадионов.
Обмануться действительно очень легко: перекупщики хорошо поработали над оформлением и функциональностью своих ресурсов, а для многих из них еще и проплатили рекламу, чтобы они гарантированно появлялись в самых первых строчках поисковой выдачи. Рассказываем, чем эти сайты все-таки отличаются от официальных сайтов театров и других культурных учреждений.
Первое отличие: не просто билеты, а «официальные билеты»
Один из самых простых признаков, по которым можно отличить сайты-двойники от настоящих сайтов театров, стадионов и концертных залов: на самом видном месте на главной странице у «дублей», как правило, есть крупная надпись «Официальные билеты». Такие же надписи обязательно будут и на странице с «гарантиями». Разумеется, настоящему сайту театра или стадиона как-то подчеркивать «официальность» билетов совершенно незачем.
Второе отличие: на сайтах перекупщиков с «официальными» билетами мало контента
Сайты перекупщиков во многом похожи друг на друга. Будь это московский концертный зал или Миланский оперный театр, в первую очередь вы увидите баннер с фотографией зала или видеороликом с одного из спектаклей.
Посередине этого баннера будет большая кнопка «Афиша и билеты». Если нажать на нее, скорее всего, окажется, что афиша театра располагается прямо на главной странице, только чуть ниже. При этом на большинстве официальных сайтов под нее выделена отдельная страница, а еще одна — под репертуар в принципе.
Вообще информации на ресурсах перекупщиков гораздо меньше, чем ожидаешь от официального сайта театра, цирка и так далее. Ни интервью с артистами, ни страниц, посвященных труппе, ни ссылок на социальные сети.
Третье отличие: страница с «гарантиями»
Зато везде обязательно есть раздел «Гарантии», которого, как правило, нет на официальных ресурсах театров и стадионов.
На страничке с «гарантиями» перекупщики открыто сообщают, что компания — никакой не театр, не цирк и не концертный зал, а «надежный и проверенный» билетный агент. Здесь же, скорее всего, будет ссылка на договор, из которого следует, что сделка заключается в Москве, даже если речь идет о Берлинской опере.
Четвертое отличие: «консьерж-сервис» мелким шрифтом
Если присмотреться, то информацию о том, что сайт принадлежит третьим лицам, можно найти и на других страницах. Она находится в самом низу и написана мелкими буквами, чтобы привлекать минимум внимания. Перекупщики называют себя «консьерж-сервисом по оказанию услуг по подбору, бронированию и доставке билетов» и признают, что портал «не является официальным сайтом».
Пятое отличие: русский язык в английской версии
Большинство сайтов консьержей переведено на английский и китайский языки. Однако некоторые элементы интерфейса их владельцы оставляют на русском и в иностранных версиях. Например, на всех порталах, которые мы изучили, есть чат-бот, который одинаково приветствует и наших соотечественников, и гостей из-за границы фразой на русском: «У вас возникли вопросы? Мы с удовольствием ответим!»
Шестое отличие: неточности в адресах сайтов
Как мы уже упоминали, адреса сайтов перекупщиков на первый взгляд похожи на настоящие. Однако некоторые детали все же могут навести на мысль о том, что вы попали не на официальный сайт.
Странная доменная зона
Официальные сайты большинства отечественных театров и концертных площадок расположены в доменной зоне RU. Один из приемов перекупщиков — разместить сайт с таким же названием, но в другой доменной зоне, например COM. Конечно, сам по себе домен .COM совсем не означает, что ресурс поддельный, но организации из России редко размещают свои официальные сайты в нем. Так что если видите такое не очень нормальное сочетание, то это повод задуматься.
Ну а когда сайт российского культурного или спортивного учреждения расположен в доменной зоне какой-нибудь далекой страны, это уже совсем подозрительно. К примеру, если адрес сайта якобы российского театра заканчивается на .ME (домен Черногории) или .CO (домен Колумбии) — это явно не официальный сайт.
Нестыковочка в названии
Еще один прием, с помощью которого пользователей вводят в заблуждение — написать название театра немного иначе, чем в адресе официального сайта. Например, стоит задуматься, если в адресе сайта, на первый взгляд принадлежащего Миланскому Teatro alla Scala вместо итальянского слова использовано английское Theatre.
В других случаях перекупщики используют неформальное название учреждения. Например, один крупный российский стадион официально назван в честь спонсора, и этот же спонсор фигурирует в адресе его сайта. В народе же стадион часто называют в честь футбольной команды. Чем и воспользовались «консьержи», разместив свой сайт по адресу, включающему неформальное название стадиона.
Как сэкономить на билетах? Не платить «консьержу»
Строго говоря, в деятельности перекупщиков обмана нет. Билеты они действительно продают, на сайтах-двойниках честно написано, что они собой представляют. Ну а если пользователь не читает мелкий шрифт, то формально он сам виноват.
Поэтому, в отличие от настоящих мошенников, от перекупщиков избавиться куда сложнее. Так что все, что остается — это быть внимательнее, когда собираетесь покупать билеты в Сети.
- Если ищете билеты в «Яндексе», Google или других поисковиках, относитесь с осторожностью к страницам с пометкой «Реклама». Конечно, театры, цирки и концертные залы могут рекламировать свои сайты, но кроме них этим занимаются перекупщики и мошенники. А вот безо всякой рекламы высоко в поисковой выдаче поднимаются, как правило, именно официальные сайты.
- Обращайте внимание на контент сайта. На официальном ресурсе театра с богатой историей, как правило, много материалов помимо афиши и билетов. Если на сайте есть раздел, похожий на «Гарантии» или «Договор», рекомендуем туда заглянуть.
- Присмотритесь к адресу сайта, на котором продаются приглянувшиеся вам билеты. Если он выглядит необычно — например, в нем используется неофициальное название учреждения или он находится в странной доменной зоне, попробуйте поискать еще. Скорее всего, вы быстро найдете настоящий сайт.
- Поищите билеты в известных сервисах по продаже билетов. Они тоже выступают посредниками, но никогда не завышают цену в несколько раз. А некоторые театры и организаторы концертов и вовсе продают билеты только через такие сервисы, часто вообще без наценки.
- Остерегайтесь откровенных интернет-мошенников, которые просто украдут деньги с карты. Используйте антивирус с защитой от фишинга и онлайн-мошенничества, например Kaspersky Internet Security.