Образование онлайн: советы для преподавателей

10 технических советов для преподавателей, которые сделают удаленное образование максимально комфортным.

10 технических советов для преподавателей, которые сделают удаленное образование максимально комфортным

Никто этого не планировал, но из-за COVID-19 почти все виды учебы — будь то школа, вуз или дополнительные курсы — хотя бы частично переехали в Сеть. Летние каникулы заканчиваются, и вопрос о том, как сделать онлайн-образование максимально комфортным, эффективным и безопасным, снова актуален — как для учащихся, так и для учителей.

Мы собрали 10 советов, которые помогут справиться с онлайн-обучением, адресованных в первую очередь преподавателям. Хотя для учащихся они тоже будут полезными — как минимум для того, чтобы быть с наставником на одной волне.

1. Познакомьтесь с инструментарием

Если вы сами выбираете инструменты, которые используете для онлайн-образования, — платформу для конференций, сервис для проведения контрольных и так далее, — это прекрасно и дает вам максимальную гибкость. Если их за вас выбрало учебное заведение — что ж, вам не надо ломать голову, какой сервис лучше: будете пользоваться теми, что есть.

В любом случае стоит хорошенько изучить их возможности и особенности: это не только упростит использование сервисов, но и позволит избежать неприятных ошибок. Поэтому прежде чем пользоваться тем или иным сервисом, ознакомьтесь с его интерфейсом, почитайте какое-нибудь руководство, поищите в Интернете гиды по настройке. У нас, например, есть такой гид по Zoom.

Если доступ к сервисам — например, к Office 365 или G Suite — вам предоставляет школа или вуз, уточните у администратора полный список ресурсов, которые вы можете использовать в образовательных целях. Вполне возможно, что среди них есть что-то полезное, о чем вы не знаете. Получите доступ как можно раньше и потренируйтесь пользоваться различными сервисами.

2. Ознакомьтесь с правилами (и ознакомьте с ними учащихся)

У школы или вуза наверняка есть правила пользования сервисами, которые они официально одобрили, — что с ними можно делать, а что не стоит, а также правила касательно того, какие сервисы под запретом. Например, администрация может быть против использования личных аккаунтов в рабочих целях или, скажем, настаивать на том, чтобы все сидели в выбранном школой мессенджере, а не переписывались в том же WhatsApp.

Все эти правила и требования стоит знать. Также стоит быть в курсе правил пользования оборудованием, которое предоставляет учебное заведение: можете ли вы уносить школьный ноутбук домой или нет, можете ли в свободное время раскладывать на нем пасьянс или это запрещено.

Ту часть требований, которая касается и учеников тоже, например про официально выбранный мессенджер, стоит озвучить заранее и сделать доступной в письменной форме.

3. Ограничьте круг используемых сервисов

Выбранные IT-инструменты для проведения занятий должны быть удобными — и для преподавателя, и для учеников. Количество не всегда может перерастать в качество, поэтому перед началом занятий стоит убедиться, что имеющегося набора достаточно, а также в том, что всем участникам процесса комфортно им пользоваться.

У школы или вуза может быть доступ к большому количеству сервисов, но это не значит, что вам обязательно пользоваться всеми (конечно, если это не прописано в вышеупомянутых правилах).

4. Используйте уникальные пароли для всех сервисов

Если кто-то каким-то образом подсмотрит ваш пароль от одного из сервисов — скажем, от платформы для видеоконференций, — это будет проблема. Если окажется, что этот же пароль вы используете и в сервисах для проверки работ, проставления оценок и отчетности, это будет уже большая проблема.

Поэтому, как и в случае любых других аккаунтов, здесь тоже работает золотое правило: один аккаунт — один уникальный пароль. Про то, что пароль должен быть надежным, то есть достаточно длинным и не слишком очевидным, подробно распространяться не будем — мы писали про это более чем достаточно.

Добавим, что не стоит записывать пароли на бумажке, и тем более — оставлять эту бумажку возле компьютера. Если сложно постоянно держать в голове данные для входа в многочисленные аккаунты, используйте менеджеры паролей, например Kaspersky Password Manager.

Наконец, лучше по возможности избегать ситуаций, когда одним аккаунтом пользуется несколько человек. Во-первых, нельзя будет установить, кто именно из имевших доступ к аккаунту людей сделал то или иное изменение. Во-вторых, чем больше людей пользуется аккаунтом, тем более он уязвим. Наверняка вы знаете высказывание: «Цепь настолько же крепка, насколько крепко ее самое слабое звено». Это как раз про доступ нескольких людей к одной учетной записи.

5. Договоритесь о регламенте занятий

На первом же уроке (а в идеале — еще до него) преподавателю и ученикам стоит договориться о том, как должны проходить занятия, и придерживаться этого регламента. Скажем, условиться, что по умолчанию камеры у всех включены, а микрофоны выключены — за исключением преподавателя. Если кто-то хочет задать вопрос, он пишет его в чат или нажимает кнопку «Поднять руку» в сервисе видеоконференций, если она там есть.

Это всего лишь пример, такой регламент не обязательно подходит именно вам. Тем не менее какие-то правила должны быть (желательно — в письменном виде), и их стоит соблюдать. Так преподавателю будет проще проводить занятие, а ученикам усваивать материал — меньше отвлекающих факторов.

Если вы как преподаватель ведете занятия у нескольких классов, не обязательно проводить вводное установочное занятие с описанием регламента для каждого из них, ведь регламент наверняка будет общим. Если получится провести одно занятие для всех сразу — сэкономите время и себе, и учащимся.

Желательно не только изложить регламент в теории, но и опробовать на практике, чтобы и у преподавателя, и у учеников к моменту начала занятий были общие ожидания касательно того, как будут проходить уроки.

6. Договоритесь о резервных каналах

Любые сервисы, даже супернадежные, иногда не работают. Проблема может быть как на стороне поставщика уровня Google или Microsoft, так и на уровне сети учебного заведения. Однако урок все равно было бы хорошо провести, потому что в учебный план простой сервисов наверняка не включен.

Чтобы не переносить занятия, лучше заранее договориться о том, какой сервис вы используете, когда выбранный по умолчанию не работает.

Скажем, если ученики не смогли к началу урока запустить Teams, потому что он недоступен, будет лучше, если они не будут судорожно стучаться к вам в WhatsApp с вопросом «где у нас сегодня урок?», а сразу присоединятся к звонку в Skype. Но об этом надо договориться еще «на берегу».

7. Будьте пунктуальны

Один из минусов удаленной работы — некоторые перестают осознавать, что их ждут другие люди. Это приводит к опозданиям. Если десять человек будут ждать одного, чтобы начать занятие, это будет ужасно неэффективный способ расходовать время.

Так что сохраняйте пунктуальность. Если урок должен начаться в 10 утра, пусть он начинается ровно в 10. К сервису видеоконференций лучше подключиться за несколько минут до начала, чтобы убедиться, что сервис не ушел на внезапную профилактику, камера, микрофон и динамики по-прежнему работают, а нужные документы у всех под рукой. Опоздавшие пусть подключаются молча, благо их появление онлайн не привлекает столько внимания, как когда они входят в аудиторию после звонка.

8. Берегите свои образовательные аккаунты

Бережно относитесь к тем аккаунтам, которые используете в образовательных целях. Бережно — в данном случае значит, что в любой момент времени у вас нет проблем с доступом к ним, а у посторонних его нет вообще.

Если вы преподаватель, ваши аккаунты представляют определенный интерес для учеников. И если кто-то из них сможет заполучить доступ и проставить всем «отлично» — это еще не самая большая проблема. Взломщик получит и доступ к персональным данным остальных учащихся, а это уже может иметь юридические последствия.

Для учащегося же потеря доступа к аккаунту — это потеря времени (на восстановление или на создание нового), а также, возможно, потеря части записанного материала. Не критично, но тоже неприятно. Так что учетные записи от образовательных ресурсов стоит беречь. Если сервис позволяет, лучше для верности включить двухфакторную аутентификацию.

9. Научитесь отличать настоящие письма от фишинговых

Поскольку образовательные платформы и сервисы видеоконференций на подъеме, ими интересуются мошенники. В частности, они создают фишинговые сайты и рассылают фишинговые письма в надежде заманить вас на такой сайт и украсть учетные данные.

Поэтому важно уметь отличать официальные рассылки и письма, которые отправляют все эти сервисы, от фишинга. Чаще всего мошеннические сообщения выдают ошибки, кривая верстка и неработающие ссылки, но иногда мошенники действительно стараются и делают фишинговые письма неотличимыми от оригинала.

Поэтому всегда надо первым делом смотреть на адрес сайта в строке браузера — если он хотя бы на один символ отличается от официального адреса сервиса, не вводите личную информацию на такой странице. Также советуем почитать наш пост про то, как научиться распознавать фишинг и защищаться от него.

10. Защищайте устройства, которые используете в учебных целях

Обязательно используйте надежное защитное решение на всех устройствах, которыми пользуетесь для доступа к образовательным ресурсам. Если вы учащийся и на ваш компьютер, который вы используете для обучения, пролезет шифровальщик, вы рискуете потерять много времени, восстанавливая компьютер и файлы.

А если вы преподаватель, то при заражении вашего устройства дело может обернуться еще интереснее: некоторые зловреды могут распространиться на устройства ваших учеников. Так что надежная защита очень нужна — как на компьютерах, так и на смартфонах или планшетах.

Советы