Вам нравится работать в опенспейсах? Многие наверняка ответят на этот вопрос отрицательно. Претензии, которые обычно предъявляют к открытым офисным помещениям, стандартны: шум, невозможность сосредоточиться, повышенная утомляемость от постоянного взаимодействия с коллегами и так далее. Разгораживание помещения в отдельные «кубиклы» помогает мало, порождая вместо одних проблем другие.
Между тем офисная мода однозначно диктует будущее, в котором персональные кабинеты вымирают как класс. По данным исследования International Facility Management Association, проведенного в 2010 году, около 70% американских офисов имеют свободную планировку, и со временем эта цифра только растет.
В чем проблема?
Разумеется, речь не идет о заговоре работодателей, намеренно измывающихся над своими сотрудниками. У популярности опенспейсов есть экономическое обоснование: они обходятся дешевле. Теснее упаковка сотрудников — меньше плата за аренду — больше прибыль. Арифметика простая и понятная.
Однако имеется в этой логике противоречие. Люди — не машины. И такие эфемерные вещи, как настроение и самочувствие, сильно влияют на производительность труда. А она в конечном счете также трансформируется в прибыль.
Почему в открытых офисах невозможно работать?http://t.co/8NkorVVksm pic.twitter.com/FkCSaT1dyA
— Look At Me (@lookatme_news) January 12, 2015
Многочисленные исследования этого вопроса утверждают, что проблема отнюдь не надуманная. В опенспейсах люди не только хуже себя чувствуют и менее эффективно работают, но и чаще болеют.
Например, среди тех, кто трудится в больших комнатах и опенспейсах, выше частота кратковременных недомоганий (без медицинской справки), чем у работников в отдельных кабинетах и маленьких комнатах. А работа в помещениях без окон провоцирует депрессию и расстройства сна.
В аду для нас будет отдельный опенспейс.
— Генси (@fcuktv) October 23, 2014
Соответственно, возникает вопрос: как сделать так, чтобы и овцы и волки были целы и довольны. Вот несколько решений, помогающих придать стандартным кубиклам и опенспейсам хотя бы налет человечности.
Уголок интроверта
В принципе далеко не все люди чувствуют себя откровенно неуютно в опенспейсах. Хуже других приходится типичным интровертам, тяжело переживающим невозможность побыть в одиночестве, считает Сьюзан Кейн, объяснившая, кажется, уже всему миру, что именно на плечах интровертов держится весь прогресс.
Поэтому для интровертов в открытых офисах нужно устраивать специально изолированные помещения — примерно как курилки в аэропорту. Один тип комнат адаптирован для работы, требующей концентрации и сосредоточения. Второй — для отдыха от шума и вездесущих глаз, там даже вздремнуть можно. Эту идею Кейн реализует совместно с компанией Steelcase: стоимость меблированного помещения стартует примерно от $15 тыс.
https://twitter.com/joshbancic/status/552208279544541184
Остается, правда, непроясненным вопрос: а что, если в уголок для интровертов повадятся ходить экстраверты? Кто же откажется урвать часок-другой сна посреди рабочего дня? А если удобства предназначены для всех, то как их сочетать с принципами экономии?
Более демократично выглядит решение британской компании Agile Acoustics. Она производит звукопоглощающие панели для офисных перегородок из вторсырья — использованных пластиковых бутылок. Такими панелями с красивыми картинками можно не только обклеить стену, но и, например, отгородиться от чересчур говорливого коллеги. А на следующий день без особой возни переставить их по-другому, чтобы выделить посреди офиса место для совещания.
A 10-panel Agile Acoustics system, imagine this in your office sitting pretty & taking all the noise you throw at it! pic.twitter.com/LHcoU748ag
— Agile Acoustics (@AgileAcoustics) January 15, 2015
Нынче здесь, завтра там
Гибкость реконфигурирования вообще считается одним из ключевых требований к современной офисной мебели. То, что вчера незыблемо стояло десятилетиями, сегодня должно подстраиваться под динамично меняющуюся рабочую обстановку.
Например, американская компания Herman Miller в серии Metaform Portfolio использует легкие пластиковые элементы, позволяющие собирать офисную обстановку подобно конструктору Lego. Требуется мозговой штурм и нужно поработать кучно — объединили столы. Идея ясна и нужно ее дошлифовать в спокойной обстановке — разбили группу на кластеры или вообще отдельные кубиклы. И так далее.
The Metaform Portfolio from @HermanMiller offers 'hackable' furniture pieces. People can build a workspace that works pic.twitter.com/rWafbbX7R6
— JAGONAL OfficeSearch (@Jagonalau) July 23, 2014
Иной подход к организации рабочего процесса исповедует проект испанской компании Menéndez and Gamonal Arquitectos. Здесь сама форма мебели должна провоцировать установление рабочих связей в коллективе. Например, рассаживаясь за столом, похожим на палитру для красок, поневоле с кем-то оказываешься ближе и хочешь не хочешь начинаешь взаимодействовать.
https://twitter.com/alifalbee/status/568442932593709057
Идея изначально разрабатывалась для университета, чтобы студенты не сидели как буки обособленно, а общались друг с другом. Но в принципе ничто не мешает использовать тот же подход и для корпоративных нужд.
Качели имени короля Артура
Офисы технологических компаний вроде Google или Facebook уже немного приучили насупленный корпоративный мир к пуфикам, мячикам и прочим нестандартностям интерьера. Британский дизайнер Кристофер Даффи предлагает сделать следующий шаг — оснастить комнаты для совещаний вместо традиционной строгой мебели качелями.
Duffy Londons King Arthur Swing Table keeps folks from being Excali-bored #greenfurniture http://t.co/XgQxbToOZ0 pic.twitter.com/m4WogwbCrG
— Helen Lee (@helenetlee) February 1, 2015
Во-первых, раскачиваясь на качелях, труднее нести бессмысленную высокопарную чушь, чем, увы, грешат многие корпоративные сборища. Во-вторых, необычная мебель помогает расслабиться и «выйти за рамки», способствуя рождению креативных идей. Правда, удовольствие стоит денег. Модель «Круглый стол короля Артура с качелями» на 12 персон обойдется примерно в $16 тыс.
А французский дизайнер Бенуа Шаллан считает, что офисную рутину может скрасить индивидуальность рабочих кубиклов. Особенно если каждый из них сделать в форме букв алфавита. Конечно «типографика» такого офиса заметна только при взгляде сверху, но разнообразие отдельных рабочих лабиринтов действительно оживляет обстановку.
Livening up the workplace with these letter Desks by Benoit Challand, via @designboom pic.twitter.com/gv2XrdxAwQ
— Material (@materialgallery) January 15, 2015
Суммируя все вышесказанное, получаем два ключевых тезиса. Первый: опенспейсы — это надолго, и с ними придется смириться. Второй: есть надежда, что на помощь нашей толерантности к данному явлению придут новые технологии, материалы и дизайнерские решения.