Что такое патент? С юридической точки зрения — документ, подтверждающий авторство разработки и удостоверяющий исключительное право запрещать другим использовать, копировать, продавать, предлагать к продаже, экспортировать. Но, как показывает практика, некоторые компании рассматривают патенты как рычаги давления на конкурентов.
Дело в том, что такая исключительность порой порождает злоупотребления. И некоторые игроки рынка не стесняются этим пользоваться, чтобы снизить конкурентоспособность соперников.
Вот одна из схем такого злоупотребления. Компания создает сложные решения, в которых используются сотни технологий. Но схожие идеи патентовались и раньше. И владельцы таких патентов подают в суд (или угрожают подать), заявляя, что в продукте компании применяются чужие технологии.
Корень проблемы кроется в языке, которым описываются изобретения. Патентные формулировки предельно размыты, а термины неоднозначны. Так что опытные юристы знают, как можно интерпретировать их таким образом, чтобы создать видимость нарушения. Хотя на самом деле никакого нарушения нет.
Это и есть тот самый патентный троллинг, о котором мы уже неоднократно писали. Если кому-то интересна эта тема, то лучше всего начать чтение с блога Евгения Касперского и далее идти по тегу #patent trolls. Но, как оказалось, опыт троллей можно использовать в конкурентной борьбе. Проведя глубокое исследование рынка в области передачи патентных прав и судебной активности, мы увидели любопытную деталь: иногда у троллинга есть явные заказчики, которые пытаются «утопить» или как минимум осложнить жизнь своих прямых конкурентов.
Происходит это так: компании, работающие в одной сфере, зачастую имеют схожие разработки. Поэтому провернуть трюк с некорректной интерпретацией патента против своих ближайших соперников им несложно. Но у них нет желания пачкать руки, нарываться на встречные иски и быть обвиненными в злоупотреблении имеющимися правами. Поэтому они просто передают права на разработки патентным троллям, которые практически мгновенно начинают судиться с конкурентами изначальных владельцев патента.
В результате их соперники вместо исследований и разработки новых технологий вынуждены тратить существенные суммы на ведение судебных процессов по патентным спорам, на выплаты по сделкам или на необоснованные лицензионные отчисления. Однако при всей сомнительности этого метода формально это не суд между конкурентами, а значит, в поле зрения антимонопольных органов он не попадает.
И это только один из примеров злоупотребления интеллектуальными правами в целях ограничения конкуренции. В нашей практике большая часть инцидентов такого рода связана с американским рынком. В Российской Федерации проблема стоит не столь остро (хотя отдельные личности пытаются воспользоваться опытом заокеанских «коллег», но пока у них нет ни ресурсов, ни опыта, ни знаний).
Основная ценность исключительного права состоит именно в том, что оно является одним из двигателей развития конкуренции, а не ее подавления.
И чтобы это действительно было так, необходимо рассматривать действия с патентными правами как отдельный товарный рынок технологий. Это даст возможность расценивать предъявление иска или угрозу подачи иска как действия между конкурентами. А если указанные действия будут признаны необоснованными, то их можно будет рассматривать через призму антимонопольного законодательства. Как в части злоупотребления исключительными правами с использованием доминирующего положения (патент = монополия), так и в части недобросовестной конкуренции.