Большинство из нас любят соцсети — в той или иной степени. Действительно, чего бы их не любить? Ведь они позволяют без проблем общаться с друзьями, родственниками, коллегами и вообще с кем угодно — и не берут с вас за это ни копейки.
Конечно, в голове может всплыть поговорка «Если вы не платите за продукт, то вы сами продукт», но ведь всегда есть способы обеспечить себе приватность в соцсети, правда же?
Google и Facebook с завидным постоянством напоминают нам проверить настройки приватности, чтобы мы знали и могли выбрать, что мы позволяем окружающим узнать о нас. Мы об этом уже рассказывали и делились полезными советами о том, как же все правильно настроить.
Знать, что и как поменять в настройках приватности, безусловно, полезно. Вот только обычно никто не поднимает вопрос о том, какие данные о вас собирают сами соцсети. А ведь Google и социальные сети — это гигантские супермаркеты данных. Они используют эти данные для тонкой настройки рекламы и берут с рекламодателей дополнительные деньги за то, чтобы их объявления видели именно те люди, которым эта реклама адресована.
Оказывается, можно попробовать выяснить, как вас представляют себе Facebook и Twitter.
Что о вас знает Facebook
На прошлой неделе я разговорился с коллегой о статье на сайте ProPublica, в которой обсуждался некий плагин для браузера, позволяющий показать пользователям, что же о них известно Facebook. Меня это сильно заинтересовало, так что я установил плагин для Chrome и попробовал его в деле.
Выяснилось, что плагин ProPublica и рекламный движок Facebook имеют довольно точное представление о том, кто я такой. Правда, еще интереснее было посмотреть на то, что они, как им казалось, знают о моей жизни.
Например, в разделе «Хобби и увлечения» обнаружилось несколько странных записей: наполнитель для кошачьих туалетов Fresh Step, Norton Motorcycle Company и BFGoodrich Tires. У меня не было кошки последние несколько лет, так что Fresh Step Litter — точно не про меня. И я совершенно без понятия, что за зверь такой Norton Motorcycle Company.
Подозреваю, что я когда-то переходил по ссылкам, которые каким-то образом связаны с этими компаниями. Второй вариант: кто-то при заполнении каких-то форм использовал мой адрес электронной почты или другие данные обо мне, а Facebook приобрел это при покупке какой-нибудь базы.
В общем и целом плагин весьма наглядно позволяет понять, почему вы видите те или иные типы рекламных объявлений. Скажем, девушка, которая много ищет в Сети информацию о беременности, с большой вероятностью будет видеть рекламу о воспитании детей.
Кстати, у Facebook есть страница с рекламными предпочтениями, которая позволяет повысить качество демонстрируемой вам рекламы. Если Facebook считает, что вы заинтересованы в каких-то темах, хотя на самом деле это не так, то на этой странице подобные темы можно удалить. Правда, по сути, так вы помогаете Facebook строить его рекламную базу данных.
Отследить Twitter по истории посещения сайтов
В тот же день, когда я испытывал плагин, мне на глаза попался вот такой твит Райана Нарейне из нашей Глобальной команды аналитиков и исследователей.
For people who regularly browse Twitter, we can deduce their identity from their web browsing history https://t.co/2MWU0e1b2D
— Ryan Naraine (@ryanaraine) September 29, 2016
Поскольку я пользуюсь Twitter более чем регулярно, я просто не мог не попробовать в действии утилиту, которая обещала вычислить меня, основываясь на одной только истории браузера.
Пока я выполнял все требуемые для работы утилиты из Стэнфордского университета действия, я был практически уверен, что я окажусь одним из тех 80% участников исследования, которых утилита вычислила корректно. Так что я был очень удивлен, когда увидел вот такой результат:
Несмотря на то что утилита не смогла правильно назвать мой аккаунт в Twitter, она предложила на выбор нескольких моих коллег: дескать, возможно, они — это я. Такой расклад заинтересовал меня еще больше, так что я опросил еще нескольких сотрудников «Лаборатории Касперского», какие результаты утилита показывает им.
Из трех коллег, решивших в этом поучаствовать, утилита верно определила двоих. Меня и еще одного коллегу она вычислить не смогла.
Итак, в нашем маленьком «внутрикасперском» эксперименте стэнфордская программа давала верный ответ лишь в 50% случаев. Интересно, что в тех случаях, когда она ошибалась, она предлагала аккаунты других сотрудников «Лаборатории Касперского», то есть результат хоть и неверный, но близкий. Лично я думаю, что так получается либо потому, что мы совсем уж гики, либо потому, что мы просто ходим примерно на одни и те же сайты и делимся похожей информацией.
Общаясь с представителями Threatpost на прошлой неделе, исследователи из Стэнфорда так прокомментировали свою разработку.
«Нам было интересно, сколько же информации утекает, когда люди пользуются Интернетом», — говорит Шарад Гоэль (Sharad Goel), доцент кафедры методов управления и инженерии Стэнфордского университета. И чтобы найти ответ на этот вопрос, Гоэль вместе со студентами Стэнфорда и профессором Арвиндом Нараяноном (Arvind Narayanan) из Принстона разработал Footprints. «Наша цель — рассказать об этом людям. Мы не пытаемся распространить нашу утилиту, мы просто хотим, чтобы люди знали о том, что такое возможно», — говорит Гоэль.
Ну а теперь вернемся к исходному вопросу: так насколько же приватны ваши действия в соцсетях?