Говорят, приумножая знания, мы приумножаем скорбь. Сегодня, учитывая развитие информационных технологий и удешевление носителей информации, эта мудрость особенно актуальна, но не в первоначальном своем смысле, а относительно тех огромных массивов данных, которые мы копим на своих устройствах день за днем, месяц за месяцем, год за годом.
Каких-то 10–15 лет назад мы с трудом могли заполнить казавшиеся тогда огромными жесткие диски на пару десятков гигабайт, а весь архив нужных нам данных, включая музыку и фотографии, без труда умещался в небольшой стопочке оптических дисков. Сегодня же нам едва хватает дискового пространства, доступного в самих девайсах, и мы вынуждены распределять сотни гигабайт ценных данных по внешним носителям и всевозможным облачным хранилищам. Конечно, купаться в море доступной информации очень приятно и весело, но не приобретаем ли мы таким образом проблем больше, чем решаем при помощи доступных современных технологий?
Непросто сохранить
Первая и, пожалуй, одна из самых насущных проблем — хранение. Дешевый доступ в Сеть и сравнительно доступные цены на физические носители расслабили нас настолько, что мы зачастую бездумно сохраняем локально практически все, что нам кажется важным и нужным. Бесчисленные документы, картинки и фотографии, фильмы и видеоролики, музыка, программное обеспечение — все это копится на жестких дисках в виде фильмографий, дискографий, фотоальбомов, архивов и игротек, занимающих сотни гигабайт. Но однажды, когда внезапно начинает «сыпаться» один из HDD, возникает резонный вопрос: а как все это добро теперь сохранить? Бэкап — разумное (вернее, единственно верное в данном случае) решение, но это долго, особенно при наличии большого количества мелких файлов, и зачастую дорого. Кроме того, свежекупленный HDD тоже не застрахован от внезапной поломки, а собирать дома целую коллекцию жестких дисков — занятие хоть и забавное, но все же сильно затратное.
Есть, впрочем, альтернатива — облачные хранилища: распределенное хранение данных, высокая надежность, доступ через Интернет из любой точки планеты — вот он, казалось бы, идеальный вариант. Да, но только если вы или не очень стеснены в средствах, или владеете довольно скромными по нынешним меркам аппетитами. Например, тот же DropBox позволит вам хранить бесплатно лишь несколько гигабайт, а вот за расширение виртуального дискового пространства придется платить отдельно, что в случае с размещением, например, полутерабайта выльется в лишние $600 в год. Можно, конечно, раскидать все свое добро по десятку бесплатных аккаунтов на разных сервисах, но удобство такого метода не выдерживает никакой критики.
Трудно переносить
Вторая насущная проблема, фактически являющаяся продолжением первой, — это перенос всех данных из одного места в другое. С новым айфоном, например, забот минимум: подсоединил старый аппарат к компьютеру, нажал на кнопку, подождал немного, потом подсоединил новый, снова жмакнул кнопку: вуаля — все данные в первозданном виде перелетели на новый смартфон. Но что, если переносить надо не 30 гигабайт, а те же полтерабайта, и не с телефона на телефон, а со старого ноутбука с Windows 7 на новый под управлением Windows 8? Самым простым способом будет, конечно же, соединение двух компьютеров в одну сеть, но это решает лишь проблему передачи информации, но никак не помогает избавиться от другой беды — разрозненности данных. Если вы прямо сейчас можете вспомнить хотя бы приблизительно путь к любому из хранящихся у вас файлов, значит, или вы фанат порядка, или ваш жесткий диск забит менее чем на треть. Во всех остальных случаях, как правило, вспомнить и обнаружить все нужные (и особенно ненужные) файлы — занятие на долгие часы, если не на дни.
В итоге после долгих копаний в недрах HDD, мучительно долгого переноса данных и ритуального форматирования диска на старом ПК мы хватаемся за голову и изрыгаем страшные ругательства, потому что вдруг вспомнили, что забыли на старом компьютере кое-что очень важное. И это третья серьезная проблема!
Сперва вы владеете данными, а потом данные начинают владеть вами
Tweet
Страшно потерять
Как известно, чем больше у нас чего-то есть, тем меньше мы это ценим и бережем. К данным это относится не в последнюю очередь. Мы старательно скачиваем себе все фильмы, которые нам понравились, коллекционируем музыку целыми альбомами, набиваем виртуальные папки разнообразными картинками, фотографиями и прочими файлами, в том числе и очень ценными, грея себя мыслью о том, что раз все это добро близко и доступно в любой момент, значит, оно в безопасности.
Но это, конечно же, не так. Как я уже сказал выше, жесткие диски имеют свойство выходить из строя, папки случайно попадают в корзину, а важные документы имеют обыкновение пропадать неизвестно куда неизвестно по какой причине. Да и криптолокеры с вайперами никто не отменял: если в случае со случайным удалением данные еще кое-как можно восстановить, то зашифрованные зловредом файлы привести к исходному виду будет уже невозможно. Так что если потеря пары забавных картинок или папки с дискографией Джастина Бибера еще переживаема, то безвозвратно канувшие в Лету важные документы или какое-нибудь собрание редких аудиозаписей оставят, мягко говоря, неприятные впечатления.
Что делать?
Самый верный способ — отказаться от того, что создает проблемы, то есть от хранения данных вообще. Несмотря на некоторую шуточность совета, подобная парадигма вполне имеет право на жизнь. Ведь, как и в случае с вещами, мы становимся заложниками усердно собираемых и хранимых нами данных. Впрочем, в реальности достичь такого дзена под силу не каждому, так что придется уповать на более щадящие методы.
Во-первых, наведение порядка. Разгребать тонны файлов, копившихся годами, гораздо сложнее, чем упорядочивать их по мере поступления: кино — в свою папку, музыку — в свою, документы — в отдельную и так далее. Это, конечно, потребует некоторого привыкания, но оно того стоит. Начните уборку, не затягивайте.
Во-вторых, поиск и удаление ненужных файлов. Часто бывает так, что со временем на просторах хранилища появляются дубликаты, оставшиеся от старых программ системные файлы и кэш, устаревшие версии программ и прочее барахло. Частично избавиться от них помогут специальные программы-чистильщики, а оставшийся мусор вполне можно разгрести и самостоятельно. Один из моих излюбленных способов: открыть корневую папку и отсортировать в ней все файлы по размеру. Очень часто благодаря этой простейшей операции удается избавиться от кучи совершенно ненужных, но занимающих значительное пространство файлов.
В-третьих, сокращение количества хранящихся локально данных. Привычка «тащить все в дом» в наше время, когда месяц высокоскоростного Интернета стоит не дороже завтрака в кафе, становится все менее актуальной. Нет большого смысла держать дома всю дискографию любимого музыканта, когда она доступна из любой точки планеты через многочисленные онлайн-сервисы. То же касается фильмов и тем более фотографий. Лично я уже не помню, когда последний раз смотрел кино или слушал музыку НЕ через Интернет. В любом случае на дворе не 2000 год, и скачать на плеер несколько альбомов из Сети займет времени лишь немногим больше, чем слить их с собственного жесткого диска.
В-четвертых, грамотное распределение и защита данных. После капитальной уборки все оставшиеся данные стоит разделить на несколько основных типов, например: архивные, рабочие, личные и т.д. Очевидно, чем важнее содержимое каждого из типов, тем надежнее его стоит защитить. Например, сканы важных документов, файлы электронных ключей и прочую важную информацию стоит размещать только локально и только на не подключенном к Интернету носителе. Причем по желанию эти данные можно еще и зашифровать для надежности. Рабочие же файлы, если они не представляют ценности для злоумышленников, уместно закинуть в облако, чтобы иметь к ним доступ и с рабочих, и с домашних устройств. То же касается и прочих данных, которые могут пригодиться в любой момент. Остальное же можно смело закидывать на какой-нибудь внешний HDD, не забыв про упорядочивание.
—
Конечно, наводить порядок в своих файлах и тщательно его поддерживать, не позволяя данным бесконтрольно разрастаться, — та еще работенка. Но, поверьте, она того стоит: когда-нибудь во время очередного апгрейда или переезда с одного компьютера на другой вы это обязательно почувствуете. А пока можете попробовать провести небольшой эксперимент: откройте диск, на котором хранится основная часть ваших данных, и уменьшите их объем вдвое. Вот увидите, это не так уж и сложно.