С очень коротким промежутком в Сеть утекло большое количество паролей от почтовых ящиков на Яндексе и Mail.ru. Масштабы утечки довольно велики, но воображения по нынешним временам не поражают: один миллион от ящиков на Яндексе, 4 664 478 паролей от ящиков на Mail.ru.
Утечка паролей к почте на Яндексе и Mail.ru: побочный ущерб больше прямого? #пароли
Tweet
Яндекс отреагировал довольно быстро, заявив, что данные стали известны злоумышленникам «в результате вирусной активности на заражённых компьютерах некоторых пользователей или фишинга».
«Это не целенаправленная атака, а результат сбора скомпрометированных аккаунтов в течение длительного периода времени,» – говорит нам Яндекс. — «О 85% скомпрометированных аккаунтов из этой базы нам уже было известно через анализ их поведения или другими способами. Мы предупреждали их владельцев и отправили их на смену пароля, но они этого не сделали. Это означает, что такие аккаунты, скорее всего, заброшены либо созданы роботами.»
Mail.ru выдал сходную реакцию: представители компании заявили, что утечка паролей — следствие работы вредоносного ПО на компьютерах пострадавших, а также посещения ими вредоносных сайтов, и что 95% опубликованных почтовых аккаунтов заблокировали ещё до утечки. Тем не менее, по данным от читателей Habrahabr рабочие пароли в базе встречаются.
В целом, очевидно, что какой-либо страшной катастрофы не случилось: в конце концов, редко кто будет использовать для бизнес-нужд почтовые ящики на Mail.ru и Яндекс. Хотя к аккаунту на Яндексе могут быть привязаны электронные кошельки.
Важнее другое. Прямой ущерб может быть маленьким, а вот побочный – весьма обширным. В том смысле, что возникает вопрос: а не были ли те же самые пароли использованы где-то ещё? В конце концов, среднестатистическому пользователю Сети часто приходится держать в голове до нескольких десятков паролей, и есть огромный соблазн использовать похожие, а то и одни и те же комбинации в нескольких разных местах.
И вот это уже Большая Ошибка: как раз на это злоумышленники чаще всего и расчитывают. Сто процентов, что сейчас всевозможные кулхацкеры попытаются «заюзать» и эти утекшие и вроде как в большинстве своём уже недействительные пароли где-то ещё.
Впрочем, если эти пароли уведены с помощью вредоносного ПО, то скорее всего, его «операторы» уже и так знают, какие ресурсы посещают пострадавшие и какими паролями где пользуются.
Ну, как бы там ни было, пароли сами по себе – мягко говоря, не идеальная защита. Даже когда это какие-нибудь солидные комбинации по всем правилам: с большими и маленькими буквами и цифрами, а не vfvfhjlyfz или 1234qwerty. У злоумышленников набор «отмычек» большой, надо будет — вскроют. Особенно, если пароль не менять годами.
А вот с двухфакторной авторизацией, одноразовыми паролями на телефон, токенами и прочими достижениями «церберовой» мысли, они что-либо вскрывать, извините, запарятся. Да, да, конечно, есть всякие Zitmo и Spitmo (прямо название для комикса про двух клоунов), которые и mTAN со смартфонов успешно воруют. Ну так ведь на мобильники уже всё что надо установлено, правда? :-)
Пароли, особенно в бизнес-сфере, требуют «религиозного» отношения #protectmybiz
Tweet
Ну, а в целом, отношение к паролям, особенно в бизнес-сфере, отношение должно быть, с позволения сказать, «религиозным», со своими «смертными грехами» и «благодетелями». «Смертными грехами» являются
- Пароли типа 1234 и asdfghj,
- Использования одних и тех же паролей для доступа как к личной почте на mail.ru, так и к корпоративным ресурсам
- Использование одного и того же пароля более полугода
- Пароль, написанный на бумажке, приклееной к монитору на всеобщее обозрение, — тоже великий грех
Меняйте пароли и более не грешите.
А что ж до добродетелей – так это:
- Всё та же многофакторная авторизация,
- Брелоки-токены,
- Пароли такой длины, чтобы с них мог взлетать бомбардировщик
- Хранение этих паролей в зашифрованном виде.
Да, запоминать такое бывает большой проблемой, однако существуют на свете менеджеры паролей, которые позволяют обойтись всего одной комбинацией для всех посещаемых ресурсов. Что в целом снимает большую (если не бОльшую) часть проблем.