Завод Ferrari в Маранелло, Италия, — это чрезвычайно продвинутая смесь последних технологий и вековых традиций мастерства. Каждому счастливчику, которому повезло попасть внутрь (никаких фотографий, никакой видеосъёмки, никаких личных ноутбуков), есть чему подивиться. Точнейшие операции на сборочной линии и тихие, сосредоточенные работы на мощностях Scuderia Ferrari. Блестящие новенькие Ferrari 458 и уникальные машины из прошлого. Больше и ярко освещённые мастерские и оснащённая по последнему слову техники аэродинамическая труба.
Однако производством машин Ferrari занимаются люди, и это главное. Каждый из них персонально отвечает за свою работу. Прошлой осенью нам повезло посетить завод Ferrari, где мы воочию наблюдали, как компьютеры, современные технологии в целом, и вопросы кибербезопасности влияют на процессы производителя лучших автомобилей в мире. И вот, что мы видели.
Люди и компьютеры
Работники IT-компаний, таких как «Лаборатория Касперского», смотрят на мир несколько иначе, нежели другие люди. Мы замечаем устаревшую и небезопасную Windows XP на публичных компьютерах в гостиницах. Мы считаем мобильные устройства в ресторане и прикидываем, какое их количество подключено к открытой точке WiFi-доступа. Мы смотрим, как технология влияет на работу и коммуникации людей, на то, как они находят новых друзей и как путешествуют. И, конечно, когда мы ходили по заводу Ferrari, первое, что мы выискивали глазами, это компьютеры.
На заводе Ferrari мы высматривали компьютеры, но далеко не сразу смогли их увидеть.
Tweet
По первости их не видно совсем. Видны рабочие, слишком занятые, чтобы оглядываться на случайных посетителей. Некоторые из них выполняют на первый взгляд совсем простые действия (на самом деле, ничего подобного), другие — проводят целый рабочий день, выполняя сотни сложнейших операций, одну за другой.
Если вам повезло быть владельцем Ferrari V8, скорее всего, её двигатель собирал как раз кто-то из этих людей.
Затем начинаешь видеть подробности. Управляемые компьютерами роботы, которые управляются с жидким азотом: точные операции требуют автоматизации. Видешь компьютеры, которые управляют последовательностью и и продолжительностью операций, в ходе которых различные модули устанавливаются в корпус машины.
Если приглядеться ещё внимательнее, обнаружится, что некоторые аспекты производства машин оказываются полностью цифровыми, начиная, естественно, с дизайна. Что ж, поскольку «Лаборатория Касперского» стала партнёром Ferrari в сфере IT-безопасности, с нашей стороны в процесс вовлечено множество людей. Но только нескольким удалось своими глазами увидеть секретные помещения, где разрабатываются будущие «Феррари».
Ferrari освоила некоторые передовые технологии задолго до того, как они стали мейнстримом.
Tweet
Последний аналоговый рубеж
Ещё одно особенное место в Маранелло — это подразделение Ferrai Classiche, где обслуживают, ремонтируют и реставрируют старинные машины компании. Рабочая зона располагается рядом с громадным архивом чертежей и документации для каждой когда-либо выпущенной машины с клеймом Ferrari, каждой модификации и каждой разновидности. Если возникает необходимость восстановить какую-либо запчасть к легендарной машине 1960-х, это делается в полном соответствии с оригиналом. Подозреваю, что это последний рубеж бизнеса Ferrari, где ещё жив прежний инженерный стиль. Пройдёт ещё немного времени, и весь архив также будет оцифрован.
Новейшие и величайшие
Отношение к технологиям со стороны работников Ferrari — это то, что за время интервью с ними меня впечатлило больше всего. Ferrari задействовала некоторые из новейших технологий задолго до того, как они стали мейнстримом, — например, это относится к виртуализации. И это как раз то, что компания вынуждена делать, если она хочет оставаться конкурентноспособной, — быть впереди остальных. И это касается не только дизайна и производства машин, но и производительности, надёжности и общей работоспособности ИТ-инфраструктуры в целом.
В последующих постах об информационных технологиях Ferrari мы расскажем подробнее о том, как обеспечивается их защита и как «Лаборатория Касперского» помогает Ferrari решать вопросы кибербезопасности.