Поговорите с любым (не слишком молодым) специалистом по безопасности, и он припомнит, что в конце ХХ века хакинг не считался крутым занятием. Это было занятие для одиночек и «ботаников», которые делали это сугубо для интеллектуального удовольствия и ради одобрения немногих единомышленников. Но постепенно ситуация немного изменилась, и массовая культура заинтересовалась хакерами и информационной безопасностью в целом.
Среди аспектов безопасности, которые волнуют широкую общественность, важное место занимают защита частной жизни и массовая слежка, и идея, что каждое наше движение где-то записывается, уже не кажется такой нелепой, как тогда, когда ее выдвинул Оруэлл 60 лет назад. В жизни гражданин мало что может с этим сделать, но в Watch_Dogs, новой игре от Ubisoft, повсеместно раскинутую сеть наблюдения можно растянуть по своему вкусу — по крайней мере, на это способен Эйден Пирс, главный герой. Игра, в разработке которой эксперты «Лаборатории Касперского» выступили советниками, разворачивается в современном Чикаго, где главный герой старается защитить свою семью от серьезной опасности. Пирс принадлежит к хакерской элите, у него непростое прошлое, и он умеет использовать центральную операционную систему, управляющую городом, ctOS, в качестве своего оружия. ctOS является цепью, связующей все системы безопасности, снабжения и транспорта Чикаго, она управляет всей инфраструктурой и следит за всеми действиями граждан. В роли Пирса игрок может взломать ctOS, подключиться к камерам видеонаблюдения, следить за противниками и всячески эксплуатировать технологию себе во благо.
Голливуд экранизирует хакерский «быт» уже пару-тройку десятилетий, начиная с «Военных игр», через «Хакеров» далее к «Матрице» и «Рыбе-мечу», но исследователи и хакеры всегда критиковали то, как их изображают на экране. Конечно, процесс настоящего взлома далеко не кинематографичен, поэтому режиссерам простительно желание сделать его позрелищнее, но есть и другой аспект. Возможно ли вообще решить ту или иную задачу с помощью хакинга? Ведь это не волшебная палочка, в компьютерных системах действуют достаточно четкие законы. Чтобы их соблюсти в Watch_Dogs, разработчики игры из Ubisoft обратились в «Лабораторию Касперского». Все сценарные элементы про хакинг были отправлены нашим экспертам и оказались на экранах у Сергея Голованова и Виталия Камлюка. Выяснилось, что сценаристы Ubisoft хорошо поработали и обошлись без белиберды вроде непробиваемых файрволов и хакеров, ломающих систему шифрования под дулом пистолета. «Я сделал только несколько небольших замечаний и предложений, — рассказал Виталий Камлюк, — они все правильно сделали, соблюли реализм, не разрушая при этом увлекательность игры».
«Это не хакинг по-голливудски. Все по-настоящему», — @vkamluk комментирует сюжет #Watch_Dogs
Tweet
Последний момент крайне важен. Люди в целом не любят, когда в их фантазийные миры допускают слишком много грубой реальности, но в Watch_Dogs все «жизненные» элементы вроде взлома камер видеонаблюдения и применения эксплойтов встроены безупречно. Это органичная часть игры, и знания Пирса выглядят не суперспособностью, а навыком, который заработан тяжелым трудом. Навык оказывается ко двору очень часто, поскольку по ходу игры Пирсу приходится то управлять светофорами, то поворачивать камеры, чтобы найти скрывшихся врагов, то выключать освещение в парке, чтобы сбежать самому. Все это вещи, которые при определенных обстоятельствах действительно могут быть доступны умелому хакеру. «Это не типичный хакинг по-голливудски. Все по-настоящему», — подытожил Камлюк.