Оно остаётся заметной угрозой
По предварительным данным приложения Kaspersky Who Calls*, в третьем квартале 2022 года почти 52% пользователей поступали вызовы с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество. Во втором квартале этот показатель был на уровне 41%. Пик активности злоумышленников пришёлся на август. В целом различные нежелательные спам-звонки в июле-сентябре получали практически все пользователи.
Злоумышленники стали активно использовать в своих схемах номера других стран. Это одна из новых тенденций в этом году. По данным «Лаборатории Касперского», наибольшее количество подобных звонков осенью происходило с номеров Турции, Казахстана и Ирана — судя по жалобам (комментариям) пользователей Kaspersky Who Calls**, практически все разговоры происходили на русском языке. Вероятно, злоумышленники используют спуфинг — подмену номеров.
Постепенное снижение уровня «классического» телефонного мошенничества к концу года. «С осени мы наблюдаем постепенное снижение объёмов „классического” телефонного мошенничества. Однако оно остаётся заметной угрозой: только в ноябре с ним столкнулся каждый шестой. По нашим данным, с мая этого года злоумышленники начали активно использовать для обзвонов мессенджеры. За последнее время доля пользователей, столкнувшихся с такой механикой, выросла примерно в три раза. В отличие от обычных звонков такие входящие вызовы сейчас нельзя заблокировать или отследить централизованно», — отмечает Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского».
Возвращение к легенде с представителями правоохранительных органов. «Среди тенденций этого года стоит также отметить легенду со звонками от якобы представителей правоохранительных органов. Согласно отзывам пользователей нашего приложения**, злоумышленники с марта вновь начали активно применять эту схему. И это несмотря на то, что она известна уже длительное время. На данный момент пик жалоб на неё приходится на ноябрь», — комментирует Владимир Григорьев, аналитик Kaspersky Who Calls.
Эксперты напоминают основные правила безопасности:
- не передавайте никому конфиденциальные данные: пароли и логины от учётных записей в сервисах, коды из СМС и push-уведомлений;
- при малейших сомнениях завершайте телефонный разговор;
- если у вас есть сомнения, перезвоните самостоятельно в банк или организацию, из которой якобы поступил звонок, — по номеру, который указан на официальном сайте организации;
- не перезванивайте на номер, с которого поступил подозрительный звонок;
- используйте специальные решения — определители номеров, которые подскажут, поступали ли на входящий номер жалобы на спам или мошенничество.
* Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения Kaspersky Who Calls за июль — сентябрь 2022 года.
** Данные получены с помощью анонимизированных отзывов (жалоб) среди пользователей, которые самостоятельно добавляли подозрительные номера в базу данных приложения Kaspersky Who Calls в 2022 году.