Ко Дню кибериммунитета 11 ноября «Лаборатория Касперского» провела опрос, чтобы изучить осведомлённость россиян об инновационном подходе к информационной безопасности
С чем ассоциируется кибериммунитет. Термин «кибериммунитет» слышал каждый четвёртый респондент. У более половины (60%) он ассоциируется с кибербезопасностью, у 42% — с ИТ-технологиями, у 17% — с медициной.
При этом почти треть (30%) из тех, кто встречал термин, правильно ответили на вопрос, что он означает — врождённая безопасность устройств и систем (безопасность, реализованная на этапе разработки устройства или системы), а 27% выбрали вариант «комплексная защита человека от киберугроз». Из тех же, кто не слышал этот термин, правильный вариант выбрал каждый пятый (19%). Были и те, кто посчитал, что кибериммунитет — это вживлённый чип от болезней (4% среди тех, кто слышал термин, и 3% среди тех, кто не слышал) либо вечная жизнь в компьютерной игре (3% среди тех, кто слышал термин, и 2% среди тех, кто не слышал).
Что это на самом деле. Концепция кибериммунитета зародилась в «Лаборатории Касперского» 11 ноября 2002 года. Тогда команда впервые задумалась об идее создания исходно безопасных технологий и решений, не требующих наложенных средств защиты, то есть антивирусов, средств управления устройствами, антифишинговых решений. Несколько лет сотрудники «Лаборатории Касперского» вели фундаментальные исследования критически важных систем, по таким направлениям как авионика, автотранспорт, промышленное оборудование, технологии связи. В результате родился подход, который сочетает в себе технологии и методики, а также появилось понимание необходимости создать собственную ОС. В 2012 году началась активная стадия разработки KasperskyOS. Сегодня эта операционная система — ключевое звено в концепции кибериммунитета. Профессиональные устройства на базе этой операционной системы уже используются в промышленности и других отраслях по всему миру.
Интересно, что для многих людей наличие такой врождённой защиты от киберугроз при её реализации производителем стало бы не менее важным фактором в процессе поиска цифрового устройства, чем цена и функциональные возможности. Каждый пятый (20%) назвал ключевым параметром при выборе гаджета именно кибериммунитет, а не стоимость или функциональность.
«Результаты опроса показывают, что в целом, несмотря на то что само понятие кибериммунитета появилось недавно, знаком и понятен термин уже довольно значительному количеству людей. У 42% респондентов он вызывает чувство защищённости. Это означает, что мы сделали удачный выбор для названия подхода, визионерами которого являемся. В основе концепции кибериммунитета лежит принцип Secure-by-Design. Кибериммунное устройство проектируется так, чтобы в нём были заложены только его основные функциональные цели и политики безопасности. Устройству не важно, какие появляются новые виды атак, оно не будет воспринимать их, так как в нём не заложены другие сценарии действий. Фактически это модель — разрешено только то, что не запрещено», — рассказывает Андрей Суворов, руководитель направления по развитию бизнеса KasperskyOS в «Лаборатории Касперского».
О «Лаборатории Касперского»
«Лаборатория Касперского» — международная компания, работающая в сфере информационной безопасности и цифровой приватности с 1997 года. Технологии «Лаборатории Касперского» защищают более 400 миллионов пользователей и 220 тысяч корпоративных клиентов во всём мире. Компания также создает кибериммунные решения, которые базируются на микроядерной операционной системе KasperskyOS и обеспечивают «врождённую» безопасность.
Опрос был проведён осенью 2023 года, в нём приняли участие 1055 жителей крупных городов России.