Перейти к основному разделу

В первом квартале 2025 года почти каждый второй россиянин столкнулся с «традиционным» телефонным мошенничеством

16 апреля 2025 г.

Вместе с тем доля пользователей, атакованных телефонными мошенниками в WhatsApp*, выросла в 3,5 раза

По данным** Kaspersky Who Calls, за первый квартал 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го доля российских пользователей, столкнувшихся с классическими звонками с подозрением на мошенничество с неизвестных номеров, выросла почти на 3% и составила 43%. В то же время доля клиентов приложения «Лаборатории Касперского», которым приходили вызовы от злоумышленников в WhatsApp, увеличилась в 3,5 раза***. Специалисты обращают внимание — несмотря на то что векторы атак меняются, неизменным остаётся применение методов социальной инженерии в схемах обмана. Об этом эксперты рассказали в преддверии конференции Kaspersky Future.

«В большинстве случаев сегодня злоумышленники стремятся связаться с пользователем в мессенджере: звонят, установив вместо ника набор цифр, повторяющих номер официальных организаций, пишут, имитируя информационную рассылку, или присылают голосовое сообщение якобы от знакомых. Поэтому крайне важно с осторожностью реагировать на полученную таким образом информацию, ведь телефонные мошенники используют множество легенд и приёмов. Чтобы убедить жертву выполнить необходимые им действия, атакующие присылают дипфейки, вредоносное ПО под видом полезных приложений, представляются сотрудниками операторов связи, органов власти, работодателей, образовательных учреждений», — предупреждает Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского».  

«В состоянии стресса из-за избыточного потока информации человек ищет безопасность, чтобы успокоиться. Но фигурой, которая обещает эту безопасность, может оказаться мошенник. Не все люди вооружены знаниями о том, какие существуют „красные флаги”. Среди них, помимо эффекта неожиданности, могут быть также формирование ощущения срочности, сжатых сроков, необходимости прямо сейчас что-либо предпринять, предложение слишком выгодных сделок, невероятные истории, давление на ценностные установки фразами вроде „только вы нам можете помочь”. Вместе с этим злоумышленники применяют трансовые техники — „погружают” жертву в состояние, при котором она сосредоточена только на внутренних переживаниях, а внешние обстоятельства отходят на второй план», — поясняет Дарья Яушева, клинический психолог медицинской компании СберЗдоровье.

Для защиты от телефонного мошенничества специалисты рекомендуют при малейших сомнениях завершать телефонный разговор и не перезванивать на номер, с которого поступил подозрительный звонок, не сообщать коды из СМС и push-уведомлений посторонним, использовать специальные решения — определители номеров, которые подскажут, поступали ли на входящий номер жалобы на спам или мошенничество, например Kaspersky Who Calls. Также важным является умение безапелляционно говорить «нет» и развитие критического мышления.

«Однако если человек всё же стал жертвой мошенников, скорее всего, его будут сопровождать тревога, вина, печаль, гнев, — это нормально. Разные переживания могут возникать на протяжении длительного времени, вплоть до нескольких недель или месяцев. Важно дать себе отгоревать потерю: не отворачиваться от чувств, а осознать их и прожить, не критиковать себя, а поддержать. Многим помогает фраза „хорошо, что деньгами” или „могло быть и хуже”. Когда появится более устойчивое состояние, можно проанализировать ситуацию и создать свою систему правил безопасности. Не стоит и позволять близким на себя давить — никто не выбирает быть жертвой мошенника», — объясняет Дарья.

* Принадлежит компании Meta, её деятельность признана экстремистской и запрещена в России.*** Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения KasperskyWhoCallsсреди пользователей, у которых настроена обработка звонков в WhatsApp, за январь-март 2024 года и январь-март 2025 года.

** Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения KasperskyWhoCalls за январь-март 2024 года и январь-март 2025 года.

*** Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения KasperskyWhoCalls среди пользователей, у которых настроена обработка звонков в WhatsApp, за январь-март 2024 года и январь-март 2025 года.

В первом квартале 2025 года почти каждый второй россиянин столкнулся с «традиционным» телефонным мошенничеством

Вместе с тем доля пользователей, атакованных телефонными мошенниками в WhatsApp*, выросла в 3,5 раза
Kaspersky logo

О «Лаборатории Касперского»

«Лаборатория Касперского» — международная компания, работающая в сфере информационной безопасности и цифровой приватности с 1997 года. На сегодняшний день компания защитила более 1 миллиарда устройств от массовых киберугроз и целенаправленных атак, а накопленные ей знания и опыт последовательно трансформируются в инновационные решения и услуги для защиты бизнеса, критически важной инфраструктуры, государственных органов и рядовых пользователей по всему миру. Обширное портфолио «Лаборатории Касперского» включает в себя передовые технологии для защиты конечных устройств, ряд специализированных продуктов и сервисов, а также кибериммунные решения для борьбы со сложными и постоянно эволюционирующими киберугрозами. Мы помогаем 200 тысячам корпоративных клиентов во всём мире защищать самое ценное для них. Подробнее на www.kaspersky.ru.

Похожие статьи Пресс-релизы