Когда создатели вредоносных программ используют методы социальной инженерии, они могут хитростью заставить неосторожного пользователя запустить зараженный файл или открыть ссылку к зараженному веб-сайту. Такими методами распространяются почтовые черви и многие другие виды вредоносного ПО.
Черви атакуют
Цель киберпреступника – привлечь внимание пользователя к вредоносной ссылке или к зараженному файлу и заставить пользователя нажать на него.
Некоторые примеры на этот вид атаки:
- Червь LoveLetter, который в 2000 г. вызвал перегрузку почтовых серверов многих компаний. Жертвы получили сообщение, предлагающее открыть любовное письмо во вложении. При открытии вложения червь отправлял копии себя всем контактам из адресной книге жертвы. По сей день считается, что червь LoveLetter был в числе причинивших наибольший финансовый ущерб.
- Почтовый червь Mydoom, который появился в интернете в январе 2004 г., использовал образцы текста, имитирующие технические сообщения, генерируемые почтовым сервером.
- Червь Swen маскировался под сообщение от Microsoft; в сообщение утверждалось, что во вложении находится патч для исправления уязвимостей Windows. Неудивительно, что многие пользователи восприняли сообщения серьезно и попытались установить этот поддельный патч, который на самом деле был червем.
Каналы доставки вредоносных ссылок
Ссылки на зараженные сайты могут рассылаться через электронную почту, ICQ, Skype и другие службы мгновенного обмена сообщениями, а также через интернет-чаты IRC. Мобильные вирусы зачастую доставляются через SMS-сообщения.
Вне зависимости от используемого метода доставки, сообщение, как правило, содержит привлекающие внимание фразы, призванные завлечь ничего не подозревающего пользователя и заставить его нажать на ссылку. Этот метод проникновения может позволить вредоносной программе обойти антивирусные фильтры почтового сервера.
Атаки через P2P-сети
P2P-сети также используются для распространения вредоносного ПО. Червю или троянцу, созданному для такого распространения, дают имя, которое привлечет внимание пользователей и заставит их загрузить и запустить файл, например:
- AIM & AOL Password Hacker.exe
- Microsoft CD Key Generator.exe
- PornStar3D.exe
- Play Station emulator crack.exe
Как сделать так, чтобы жертвы не сообщали о заражении
В некоторых случаях создатели и распространители вредоносных программ принимают меры, чтобы уменьшить вероятность того, что жертвы заявят о произошедшем заражении.
Жертвы могут клюнуть на фальшивое предложение бесплатной утилиты или гида, в котором обещается:
- Бесплатный доступ к интернету или мобильной связи
- Возможность скачать генератор номеров кредитных карт
- Метод увеличения баланса онлайн-счета жертвы или получения других нелегальных преимуществ
В таких случаях пользователь, обнаружив, что он скачал троянца, желает скрыть свои незаконные намерения и избежать огласки. По этой причине, он вряд ли сообщит о заражении в правоохранительные органы.
Другой пример применения этого метода – это троянец, который рассылался по адресам, найденным на сайте по подбору персонала. Люди, зарегистрированные на этом веб-сайте, получали письма с фальшивыми предложениями о работе, которые содержали троянца.
Такие письма рассылались в основном по корпоративным адресам электронной почты, причем киберпреступники знали, что получившие рассылку сотрудники не захотят сообщать работодателю о том, что их компьютер был заражен во время поиска другой работы.
Необычные методы социальной инженерии
В некоторых случаях киберпреступники при совершении кибератак использовали сложные методы, например:
- Однажды клиенты одного банка получили фальшивое письмо якобы из банка, в котором клиентов просили подтвердить свои коды доступа. Подтвердить надо было не по обычным каналам, т.е. не по электронной почте и не по интернету. Вместо этого клиента просили распечатать форму, которая была в сообщении, заполнить в нее свои данные и выслать ее факсом на телефонный номер киберпреступника.
- В Японии киберпреступники использовали службу доставки на дом для распространения компакт-дисков, зараженных троянцем- шпионом. Диски были доставлены клиентам одного из японских банков. Адреса клиентов были ранее украдены из базы данных банка.
Статьи и ссылки по теме:
- Советы по защите от киберпреступников
- Киберпреступность
- Компьютерное хулиганство
- Похищение данных и потеря данных